АГИТАЦИЯ. ПРОПАГАНДА. РЕКЛАМА.

Интуитивно разница понятий «пропаганды», «агитации» и «рекламы» очевидна, но стоит попытаться формализовать свои рассуждения, как границы размываются и мы оказываемся в тупике. Чтобы систематизировать свои размышления начнем с определений.

Пропаганда (лат. propaganda — подлежащее распространению, от propago — распространяю), распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Основные элементы процесса П.: её субъект (социальная группа, интересы которой выражает П.), содержание, формы и методы, средства или каналы П. (радио, телевидение, печать, система лекционной П. и т.д.), объект (аудитория или социальные общности, которым адресована П.). Решающим для понимания процесса П. являются социальные интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена П. Это определяет её содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств П.

Агитация (от латинского agitatio — приведение в движение), одно из средств политического воздействия на массы, оружие борьбы классов и их партий; А. выражается в распространении какой-либо идеи или лозунга, побуждающих массы к активному действию. Политическая А. всегда носит классовый характер. А. осуществляется путём бесед, докладов, выступлений на митингах и собраниях, в печати, по радио, телевидению, использованием средств изобразительного искусства (плакаты, карикатуры, диаграммы, картины, скульптуры и т. д.), кино, театра. КПСС использует А. для коммунистического воспитания трудящихся, повышения их политической сознательности, разъяснения смысла происходящих событий трудящимся массам, мобилизует и организует их на выполнение задач, стоящих перед партией, рабочим классом и всем народом.

Реклама (франц. réclame, от лат. гесlamo — выкрикиваю),
1) информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них.
2) Распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т. п. с целью создания им популярности. В английском языке Р. обозначается терминами advertising и publicity, во французском — publicité, в немецком — Werbung.

Данные формулировки приведены из Большой Советской энциклопедии. Если отбросить прокоммунистический стиль, то получается следующая картина.

Пропаганда распространяет знания и идеи, пытаясь манипулировать сознанием и поведением людей. Для достижения собственных целей она отбирает факты (порой отбрасывая или искажая даже важные из них), заодно так их преподнося, чтобы воздействие на сознание стало наибольшим.

Пропаганду часто бывает трудно определить. Она может носить позитивный характер, призывая с социальному равенству и общечеловеческим ценностям, или же, наоборот, деструктивную направленность, разжигая конфликты и обостряя противоречия в социуме. Также стоит упомянуть пропаганду военную, призванную деморализовать противника и повысить боевой дух собственной армии.

Любопытно, что несмотря на обилие средств пропаганды в СССР (СМИ, книги, кино, театр и т.д.) карманные календарики практически не рассматривались в качестве носителей для пропаганды коммунизма. В нашей галерее с большим трудом можно отыскать образцы подобной пропаганды.

Если пропаганда — совокупность политических и идеологических идей и представлений, транслируемых одному человеку или небольшой группе, то агитация — одна или несколько идей, передающихся массе лиц. Агитация учитывает настроения людей, уровень образования, культурный уровень. Огромные возможности для агитации представляют СМИ, особенно радио и телевидение. Особую роль сыграли и плакаты с их краткими и запоминающимися лозунгами и действенными образами. Если взглянуть на подборку агитационных календариков, то можно заметить, что многие из них очень похожи на уменьшенные версии плакатов.

Ярчайший пример агитации — агитация предвыборная, побуждающая избирателей придти на выборы, а также проголосовать за или против какого-то кандидата или партии/движения вцелом. Видами предвыборной агитации бывают дискуссии, круглые столы, интервью, видеосюжеты, а также печатные материалы, включая карманные календарики.

Реклама больше похожа на самопрезентацию и имеет в своей основе информационный жанр. Наибольшую эффективность она обретает при сочетании эмоциональной выразительности и внушения. Кроме того, реклама часто бывает ограничена временными рамками.

<< другие определения


   Яндекс цитирования       Rambler's Top100