|
ИЗ ИСТОРИИ
|
над советскими плакатами трудились лучшие художники |
Агитация в Советском Союзе была поставлена на широкую ногу. С первых лет своего существования государство СССР развернуло среди своих граждан широкую агитационную работу. Для пропаганды использовались кинематограф, листовки, театрализованные постановки.
В 20-е годы широко распространился агитационный фарфор. Форма столовых сервизов, чайных пар и ваз была заимствована из царского времени, но для украшения теперь использовались серпы и молоты, лозунги, гербы. Самыми известными являются блюда и тарелки Государственного фарфорового завода в Петрограде. Композиция тарелок строилась так: центр занимало живописное изображение определенной тематики, а по краю шло кольцо, где чаще всего на кумачовом фоне размещались лозунги или орнамент.
Уже в 1918-1919 гг. кино активно использовалось в лекционной пропаганде. В условиях разрухи и голода советские кинематографисты создали серию короткометражных кинофильмов специального пропагандистского содержания.
Плакат был излюбленным способом пропаганды, на нем яркий и красочний изобразительный ряд сопровождался короткой и выразительной подписью, часто в стихах. Лучшие художники, лучшие поэты трудились над агитационными плакатами. Сюжеты носили политическую и экономическую окраску: граждан призывали строить коммунизм, записываться в Красную Армию, изобличать классовых врагов, жертвовать личное имущество на разные цели, беречь и умножать колхозное имущество. В отличие от пространных лозунгов, плохо понимаемых малограмотным населением, плакатная форма агитации наглядно доносила основной смысл.
В 1941-1945 гг. главной темой советских плакатов стала тема Великой Отечественной войны. Это были карикатуры на фашистов, зарисовки из боевой и мирной жизни советских солдат и партизан, самопожертвование оставшихся в тылу. К концу войны с плакатов смотрели уже не суровые бойцы, а счастливые люди, которые вот-вот вернутся к мирной жизни.
пропаганда перешла на спичечные этикетки |
В послевоенный период излюбленной темой плакатов стало построение «счастливого настоящего»: комсомольцы с улыбками отправлялись строить БАМ, рабочие обещали дать план пятилетки в четыре года, румяные доярки радовались рекордным надоям. По мере усложнения используемых станков и приборов, остро встала проблема недопущения травматизма на производстве. На предприятиях активно внедрялись плакаты, иллюстрирующие инструкции по технике безопасности.
карманные календарики тоже звали советский народ вперед в коммунизм |
Во времена Перестройки основным сюжетом стало экономное использование природных и промышленных ресурсов. Эта тема была также была перенесена на карманные календари, популярными сюжетами стали экономия воды, экономия ресурсов, экономия топлива, экономия электроэнергии.
в период Перестройки темы экологии и экономики выдвинулись вперед |
Со временем мы стали лучше осознавать как хрупок природный баланс, тема экологии выдвинулась вперед. Снова художники взялись за карандаши и разработали новые сюжеты для карманных календарей.
Сюжеты карманных календариков в XXI веке стали соответствовать запросам покупателей, типографии выбирают сюжеты, ориентируясь на массовый спрос. Это ни в коей мере не плакатное творчество, а фотоколлажи, уменьшенные фотографии животных и цветочных композиций, артистов и киноактеров, изображения знаков зодиака и т.д. Теперь агитационные и пропагандистские карманные календари остались только в арсенале политических партий, их можно найти в почтовом ящике накануне очередных выборов.
Ссылки по теме:
Из истории советских карманных календарей
Из истории современных карманных календарей России
<< другие пособия по истории агитации