ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ НАГЛЯДНОЙ АГИТАЦИИ
Особое место в пропаганде идей нашей партии принадлежит декоративно-оформительскому искусству. В этой области плодотворно работает целая армия художников. Они участвуют в художественном оформлении клубов, библиотек, цехов, территорий предприятий, заводов, Произведения художников-оформителей встречают нас всюду: в праздничном убранстве наших городов и поселков, в дни народных торжеств.
За последние годы заметно выросла культура художественного оформления городов, предприятий и строек республики. К этому делу привлечены не только художники-профессионалы, но и множество художников-любителей, часто не имеющих необходимой подготовки и опыта по выполнению оформительских работ. В связи с этим хотелось бы дать некоторые советы, а также указать, в чем состоят основные требования к оформлению наглядной агитации.
Форма наглядной агитации, правильное расположение оформления — это прежде всего действенность ее. Вот почему к созданию и расположению стендов, лозунгов, помимо художников нужно привлекать архитекторов, конструкторов, психологов. Прежде чем приступить к сооружению Доски почета, аллеи героев или светового табло, художник вместе с архитектором, партийным работником заранее должен запланировать размещение их на территории завода, предприятия и организации.
Лучше всего смотрятся и запоминаются показатели доски соревнования, если они расположены на видном месте, интересно и броско оформлены. Стенды для нее делаются из красивых легких конструкций, выполненных из современных материалов.
Конкретные обязательства цехов и отдельных производственных участков лучше вывешивать при входе в производственное помещение. В самом цехе, непосредственно на рабочем месте, следует давать материалы о выполнении плана за прошлый день, с указанием качества продукции, экономии сырья. времени, электроэнергии, технике безопасности. Причем для каждой формы наглядной агитации художники-оформители будут подбирать определенные цвета. Например, политические лозунги, плакаты на красном фоне, социалистические обязательства — на голубом, плакаты по технике безопасности — на желтом и т. д.
Очень важно, чтобы производственное место не перегружалось оформлением. Достигается это разумным использованием коридоров, комнат отдыха, лесничных площадок, продуманным оформлением клубов, домов культуры, технических кабинетов.
В оформлении отдельных форм наглядной агитации не может быть шаблона. Однако есть общие требования, которые должны учитываться при оформлении. Так, для Доски почета основное требование — это простота, легкость, удобочитаемость, использование материалов из легких конструкций и реек. Очень хорошо применять графику в сочетании с драпировкой из тканей с использованием объемных шрифтов. Необходимо периодически менять содержание Доски почета, иначе она потеряет свое значение.
Портреты передовиков производства для аллеи героев лучше давать в производственной обстановке. Компоновка портретов делается по-разному. В одних случаях используются легкие стенды, в других — плоскости, на которые монтируются портреты.
Советам по наглядной агитации следует большое значение придавать технике оформления. Красиво и аккуратно выполненный плакат привлекает к себе внимание, вызывает интерес к содержанию.
Далеко не безразлично, какие краски использовать для оформления плакатов, лозунгов, досок показателей. Красный фон и белые буквы создают монотонность, однообразие, намного снижают степень эмоционального воздействия средств наглядной агитации. Поэтому рекомендуется плакаты выполнять в нескольких цветах.
Надо сказать и о языке плаката. Призывы, лозунги должны содержать прежде всего теплые, задушевные слова, обращенные непосредственно к трудовому человеку.
Например: «Запомни товарищ! 1 килограмм нержавеющей стали стоит 70 копеек, 1 кг. трубы из нее — 1 рубль 12 копеек. Береги металл!», «Народное — значит твое!» или: «Дорогие друзья! Мы гордимся Вами».
А в проходной вывесить такой плакат: «Доброе утро, дорогие товарищи! Желаем хорошо потрудиться». Перед уходом с завода или предприятия вы прочитаете другой призыв: «Желаем хорошо отдохнуть, культурно провести досуг!».
Большое внимание должно быть уделено оформлению входа (парадной части, фасада) в предприятие, организацию. Кроме вывески названия предприятия, можно указать за что оно борется, какие им приняты обязательства, кто ее руководитель. В отношении объявлений. В большинстве случаев объявления вывешиваются на специальных для объявлений досках. Несмотря на это, тексты начинаются именно со слова: «Объявления», причем пишется оно самым крупным шрифтом.
Объявления можно разделить на 3 части: что проводится, когда проводится и где проводится. Из объявлений должны изгоняться такие излишние слова, как «проводится» или «состоится». Если речь идет о партийном собрании или культпоходе, то достаточно выделить шрифтом наименование самого мероприятия. Содержание его можно написать более мелким шрифтом. И уже совершенно ни к чему каждое объявление заканчивать словами: «Явка обязательна».
И, наконец, о выдумке оформления. Ведь не секрет, что в наглядной агитации еще немало штампов и шаблонов. Интересные по замыслу, оригинальные по исполнению плакаты, стенды — являются редкостью к этому вопросу нужно подойти творчески, с выдумкой, с умелым использованием всех видов изобразительного искусства.
Художникам-оформителям, Советам по наглядной агитации необходимо чаще просматривать журналы, сборники и книги по изобразительному искусству, в частности очень хороший журнал «Декоративное искусство», где дается много ценных советов по оформлению выставок, реклам, магазинов и других видов наглядной агитации. Также «Советская Россия» издает сборник под названием «Наглядная агитация». В материалах которого обобщен опыт работы некоторых партийных организаций по руководству наглядной агитацией, повышению ее действенности и оперативности. Эти материалы помогут лучше оценить те формы наглядной агитации, которые нужно использовать для пропаганды решений XXIII съезда партии, достижений передовиков промышленного и сельскохозяйственного производства республики.
О. Карамзин, архитектор.
из сборника Наглядная агитация — важное средство воспитания трудящихся Якутск, 1966
<< другие пособия по истории агитации
|