ШРИФТ В ПЛАКАТЕ

Плакат, построенный исключительно шрифтовым способом, требует к себе усиленного внимания. В то время как в иллюстрационном плакате рисунок как бы дополняет и поясняет текст, в шрифтовом — вся ответственность и центр внимания сосредотачиваются в броской убедительности отдельных букв, служащих своего рода магнитом, притягивающим взгляд зрителя. В наши дни пестрой, плакатной мозаики создать такую „картину слова“ не так легко. Поэтому плакатный шрифт помимо красочного воздействия, общей оригинальности и увеличенного размера, имеет особые индивидуальные черты, отличающие его от уравновешенного книжно-графического текста.

По своим типам шрифтовые плакаты разделяются на наборные (типографские)1) и графические (рукописно-художественные). Выбор того или иного шрифта зависит всецело от назначения и характера плаката.

К наборному шрифту обычно прибегают в тех случаях, когда плакат печатный, а текст носит пространный, повествовательно-информационный характер (афиша). Установление вида наборного шрифта требует определенного навыка для того, чтобы легче представить себе материал наборной кассы ожившим в гармонической надписи, ярко выделяющей все существенное, не упускающей деталей и, при длинном тексте, неоднократно возбуждающей внимание. В подобных случаях совместная работа с типографом значительно облегчает задачу. К сожалению, недостаток плакатных шрифтов в типографиях часто не позволяет проявить, в должной мере, всю силу и выразительность текстового набора.

Но как бы ни был красив, строг и удачен наборный шрифт все же в нем всегда чувствуется холод механического творчества. Наборный шрифт в плакате — это взятое на прокат типографское одеяние, а не созданная вдохновенным трудом художника уникальная форма самого слова.

Плакат с графическим шрифтом употребляется в тех случаях, когда необходимо выделить оригинальность и красоту словесного обращения, сильнее приспособить надпись к содержанию текста и сообщить шрифту индивидуальную убедительность.

Общие условия, которые способствуют благоприятному запоминанию текста плаката, обусловливаются рядом практических данных. Первый вопрос, который должен выяснить художник-плакатист — это где и при каких условиях будет помещен его плакат: будет ли он носить камерный характер или рассчитан на дальнее расстояние. В первом случае, художник не преследует особых требований к величине шрифта, зато, во втором, он должен установить его размер так, чтобы слово можно было прочесть на расстоянии 20-30 мт., а размер буквы главной надписи при 20 мт. был бы около 3 снт., а при 30 мт. — не менее 5 снт.

Вторым важным моментом является воздействие красочных сочетаний плаката при дневном и искусственном освещениях. Одна английская плакатная фирма, исследовавшая этот вопрос на практике2), установила точными наблюдениями над многими лицами3) следующую последовательность воздействия различных окрасок плаката при дневном освещении и на значительном расстоянии:

Черный шрифт на желтой бумаге 4)
Зеленый белой
Красный
Синий
Белый синей
Черный белой
Желтый черной
Белый красной
Белый зеленой
Белый черной
Красный желтой
Зеленый красной
Красный зеленой

Отсюда можно заключить, что темный цвет шрифта на светлом или белом фоне воспринимается лучше, чем светлый на любом темном.

Комбинация черного и белого стоит значительно позади и черный шрифт на белом фоне интенсивнее обратного сочетания.

Аналогичный опыт, проделанный Р. Шульте (Германия), о степени восприятия цветного шрифта на цветном фоне при освещении яркой полуваттной лампой5), установил, что комбинации черного с желтым, зеленого с белым, красного с белым, синего с белым и т. д. сохраняют благоприятные сочетания. Но, во всяком случае, разницей в солнечном и искусственных освещениях пренебрегать нельзя. Надо также учитывать видоизменения цветных комбинаций при световых колебаниях, так, при слабом свете сумерок красный цвет превышает своей яркостью синий лишь в 1/16 раза, тогда как при солнечном свете он в 10 раз сильнее. При выборе цветных контрастов не надо злоупотреблять „кричащими“ красками, а необходимо учесть оптические вкусы зрителя: горожанина или крестьянина; ведь то, что приемлемо для одного, может пройти незаметно для другого.

Помимо размера и окраски, не менее важно установление направления шрифта (горизонтальное, вертикальное, наклонное), заставляющее, для усиления внимания, горизонтально скользящий взгляд зрителя направлять на диагональ или вертикаль. Столь модное у нас фокусно-декоративное распределение шрифта, когда одна и та же буква обслуживает несколько слов, редко достигает своей цели.

Весьма ответственным является также текст и действие плаката будет тем сильнее, чем меньше потребуется усилий к усвоению надписи. Все должно быть ясно и понятно — ничего лишнего, чтобы могло преждевременно утомить внимание зрителя. В тех случаях, когда нельзя избежать длинного текста, то необходимо (дабы внимание зрителя постоянно возбуждалось и интерес прогрессировал до самого конца) выделить путем укрупнения шрифта и изменения окраски наиболее важные буквы и слова. Между прочим, опытами Т. Кенига (Германия) выявлено, что при нормальной способности восприятия мимолетным взглядом — знакомые слова не должны превышать 10-15 букв, а незнакомые — 6 букв. Легче всего воспринимаются заглавные буквы, а из строчных те, которые поднимаются выше строки или спускаются ниже. С другой стороны, чередование прописных букв со строчными иногда дает благоприятные результаты.

Эффектные вариации в размерах и цветных комбинациях шрифта дают плакату необходимую привлекательность. Они способствуют большей его ударности, но, несомненно, что самым главным остается безукоризненно построенный и размещенный шрифт.

Приступая к ответственной задаче создания шрифта для плаката, художник должен детально знать структуру всех букв алфавита и всегда учитывать отношение толщины штриха (основной стойки) каждой буквы к ее высоте.

В плакате наиболее восприемлемым является простой „палочный“ шрифт, т.е. прямой, со значительными разновидностями в направлении ширины букв, толщины штриха и формы концов, но сохраняющий, в каждом случае, одну и ту же толщину штриха (Рис. № 1).

Рисунок 1
Рисунок № 1.

Р. Шульте (Германия) и проф. В. Н. Левитский (Ленинград), исследовавшие каждый самостоятельно вопрос о толщине лапидарного шрифта (т.е. палочного, состоящего из одних заглавных букв), пришли к одинаковому заключению, что наилучшее отношение толщины штриха буквы к ее высоте равняется 1:5. Хотя, казалось бы, что толстые „тяжеловесные“ шрифты в плакате более выгодны для усвоения, но приведенной пропорцией не следует пренебрегать, т. к. очень тонкие или толстые шрифты малоразличимы на расстоянии.

При размещении надписей весьма важно отношение величины шрифта к расстоянию между буквами. Буквы слишком придвинутые друг к другу или, наоборот, слишком раздвинутые, затруднительны для чтения. Результаты экспериментальных опытов показали, что наилучшая удобочитаемость палочного шрифта получается при отношении 1 : 0,5, т.е. когда буквы отдалены друг от друга расстоянием равным половине их ширины.

По методу, предложенному проф. В. Н. Левитским6), можно легко и быстро научиться строить буквы палочного шрифта и устанавливать равномерный между ними промежуток.

Каждая буква заключается в равные квадраты (при наклонном шрифте — в ромбы), при чем одни буквы занимают всю ширину квадрата, другие лишь часть его, но все они имеют высоту квадрата. Для облегчения размещения буквы в квадрате, последний разбивается на определенное количество малых квадратов и по ним отсчитывается ширина буквы. Деление квадрата происходит следующим образом: каждую из сторон делят на равное число частей и параллельные стороны соединяются между собой линиями. По своей ширине все буквы алфавита подразделяются на три категории. Для того, чтобы построить палочный шрифт, разобьем, для примера, квадрат на 5 делений, т.е. разделим все его стороны на 5 равных частей, соединим их между собой и получившийся малый квадрат примем за толщину штриха буквы. Тогда все буквы, занимающие в ширину полный квадрат, отнесутся к 1-ой категории, занимающие 4/5 квадрата — ко 2-ой, и занимающие 3/5 квадрата — к 3-ей. (Рис. № 2, № 3 и № 4).

Рисунки 8 и 9
Рисунки № 8 и № 9.

При достаточном ознакомлении с этой системой, никогда не следует рисовать квадрат, а надо его представлять мысленно, таким образом достигается оправданная однородность шрифта, облегчигся правильность размещения букв и сохранится индивидуальность графического „почерка“.

При необходимости замены палочного шрифта другим, более сложным (имеющим различную толщину штри0" hspace="0" vspace="0" border="0" alt="Рисунок 2">
Рисунок № 2.

Рисунок 3
Рисунок № 3.

Рисунок 4
Рисунок № 4.

Приведенное деление квадрата на 5 частей произвольно, и взято как основное и наиболее удобочитаемое7) — квадрат может делиться на любое количество равных частей — от этого будет зависить только толщина буквы. (Рис. № 5 и № 6).

Рисунки 5 и 6
Рисунки № 5 и № 6.

При размещении шрифта в каком-нибудь слове, учитываются категории, к которым принадлежат буквы, в него входящие, и в расчет принимается только место, фактически занимаемое каждой из них (для 2-ой и 3-й категорий — прямоугольник). Но, в случае необходимости и для соблюдения общего ритма надписи, буквы могут быть переводимы из одной категории в другую. При разбивке слова за исходный промежуток надо брать расстояние между теми буквами, которые в силу своей структуры, при соседстве с другими, образуют наибольшие пространства (Л А, К О, ХУ и т. п.). Для устойчивости слова, первую и последнюю буквы лучше всего делать однородно широкими. (Рис. № 7).

Рисунок 7
Рисунок № 7.

Для придания разнообразия в конструкции плакатного шрифта, допустимо заключать буквы не в квадраты, а в расширенные (для широкого шрифта) и в суженные (для удлиненного) прямоугольники, при соблюдении определенных категорий для каждой буквы. (Рис. № 8 и № 9).

В. К. Охотчинский

из сборника
Д. А. Писаревский
Шрифты и их построение
Ленинград, 1927


1) Для этой цели в типографиях всегда имеется ассортимент букв крупного размера.

2) На краю достаточно большого поля была поставлена доска, сильно освещенная солнцем, к которой прикреплялись один за другим разноцветные листы бумаги с легко и трудно читающимися словами различных шрифтов и окраски.

3) К сожалению, определенных цифровых данных об этом опыте опубликовано не было.

4) Несомненно, что в наших условиях эта таблица требует некоторых корректив, но при отсутствии соответствующих опытов она может быть принята полностью.

5) Как известно, свет яркой полуваттной лампы содержит на 100% более красного цвета и на 40% менее синего, чем дневной свет при облачном небе.

6) Исходящему отчасти из канонов А. Дюрера.

7) См. результаты исследований Р. Шульте и В. Левитского.

8) Впервые введенный С. В. Чехониным.

9) Что иногда допустимо в плакатном рисунке уличного типа.

 
<< другие пособия по истории агитации


   Яндекс цитирования       Rambler's Top100