|
ШРИФТ В ПЛАКАТЕПлакат, построенный исключительно шрифтовым способом, требует к себе усиленного внимания. В то время как в иллюстрационном плакате рисунок как бы дополняет и поясняет текст, в шрифтовом — вся ответственность и центр внимания сосредотачиваются в броской убедительности отдельных букв, служащих своего рода магнитом, притягивающим взгляд зрителя. В наши дни пестрой, плакатной мозаики создать такую картину слова не так легко. Поэтому плакатный шрифт помимо красочного воздействия, общей оригинальности и увеличенного размера, имеет особые индивидуальные черты, отличающие его от уравновешенного книжно-графического текста. По своим типам шрифтовые плакаты разделяются на наборные (типографские)1) и графические (рукописно-художественные). Выбор того или иного шрифта зависит всецело от назначения и характера плаката. К наборному шрифту обычно прибегают в тех случаях, когда плакат печатный, а текст носит пространный, повествовательно-информационный характер (афиша). Установление вида наборного шрифта требует определенного навыка для того, чтобы легче представить себе материал наборной кассы ожившим в гармонической надписи, ярко выделяющей все существенное, не упускающей деталей и, при длинном тексте, неоднократно возбуждающей внимание. В подобных случаях совместная работа с типографом значительно облегчает задачу. К сожалению, недостаток плакатных шрифтов в типографиях часто не позволяет проявить, в должной мере, всю силу и выразительность текстового набора. Но как бы ни был красив, строг и удачен наборный шрифт все же в нем всегда чувствуется холод механического творчества. Наборный шрифт в плакате — это взятое на прокат типографское одеяние, а не созданная вдохновенным трудом художника уникальная форма самого слова. Плакат с графическим шрифтом употребляется в тех случаях, когда необходимо выделить оригинальность и красоту словесного обращения, сильнее приспособить надпись к содержанию текста и сообщить шрифту индивидуальную убедительность. Общие условия, которые способствуют благоприятному запоминанию текста плаката, обусловливаются рядом практических данных. Первый вопрос, который должен выяснить художник-плакатист — это где и при каких условиях будет помещен его плакат: будет ли он носить камерный характер или рассчитан на дальнее расстояние. В первом случае, художник не преследует особых требований к величине шрифта, зато, во втором, он должен установить его размер так, чтобы слово можно было прочесть на расстоянии 20-30 мт., а размер буквы главной надписи при 20 мт. был бы около 3 снт., а при 30 мт. — не менее 5 снт. Вторым важным моментом является воздействие красочных сочетаний плаката при дневном и искусственном освещениях. Одна английская плакатная фирма, исследовавшая этот вопрос на практике2), установила точными наблюдениями над многими лицами3) следующую последовательность воздействия различных окрасок плаката при дневном освещении и на значительном расстоянии:
Отсюда можно заключить, что темный цвет шрифта на светлом или белом фоне воспринимается лучше, чем светлый на любом темном. Комбинация черного и белого стоит значительно позади и черный шрифт на белом фоне интенсивнее обратного сочетания. Аналогичный опыт, проделанный Р. Шульте (Германия), о степени восприятия цветного шрифта на цветном фоне при освещении яркой полуваттной лампой5), установил, что комбинации черного с желтым, зеленого с белым, красного с белым, синего с белым и т. д. сохраняют благоприятные сочетания. Но, во всяком случае, разницей в солнечном и искусственных освещениях пренебрегать нельзя. Надо также учитывать видоизменения цветных комбинаций при световых колебаниях, так, при слабом свете сумерок красный цвет превышает своей яркостью синий лишь в 1/16 раза, тогда как при солнечном свете он в 10 раз сильнее. При выборе цветных контрастов не надо злоупотреблять кричащими красками, а необходимо учесть оптические вкусы зрителя: горожанина или крестьянина; ведь то, что приемлемо для одного, может пройти незаметно для другого. Помимо размера и окраски, не менее важно установление направления шрифта (горизонтальное, вертикальное, наклонное), заставляющее, для усиления внимания, горизонтально скользящий взгляд зрителя направлять на диагональ или вертикаль. Столь модное у нас фокусно-декоративное распределение шрифта, когда одна и та же буква обслуживает несколько слов, редко достигает своей цели. Весьма ответственным является также текст и действие плаката будет тем сильнее, чем меньше потребуется усилий к усвоению надписи. Все должно быть ясно и понятно — ничего лишнего, чтобы могло преждевременно утомить внимание зрителя. В тех случаях, когда нельзя избежать длинного текста, то необходимо (дабы внимание зрителя постоянно возбуждалось и интерес прогрессировал до самого конца) выделить путем укрупнения шрифта и изменения окраски наиболее важные буквы и слова. Между прочим, опытами Эффектные вариации в размерах и цветных комбинациях шрифта дают плакату необходимую привлекательность. Они способствуют большей его ударности, но, несомненно, что самым главным остается безукоризненно построенный и размещенный шрифт. Приступая к ответственной задаче создания шрифта для плаката, художник должен детально знать структуру всех букв алфавита и всегда учитывать отношение толщины штриха (основной стойки) каждой буквы к ее высоте. В плакате наиболее восприемлемым является простой палочный шрифт, т.е. прямой, со значительными разновидностями в направлении ширины букв, толщины штриха и формы концов, но сохраняющий, в каждом случае, одну и ту же толщину штриха (Рис. № 1).
Р. Шульте (Германия) и проф. В. Н. Левитский (Ленинград), исследовавшие каждый самостоятельно вопрос о толщине лапидарного шрифта (т.е. палочного, состоящего из одних заглавных букв), пришли к одинаковому заключению, что наилучшее отношение толщины штриха буквы к ее высоте равняется 1:5. Хотя, казалось бы, что толстые тяжеловесные шрифты в плакате более выгодны для усвоения, но приведенной пропорцией не следует пренебрегать, т. к. очень тонкие или толстые шрифты малоразличимы на расстоянии. При размещении надписей весьма важно отношение величины шрифта к расстоянию между буквами. Буквы слишком придвинутые друг к другу или, наоборот, слишком раздвинутые, затруднительны для чтения. Результаты экспериментальных опытов показали, что наилучшая удобочитаемость палочного шрифта получается при отношении 1 : 0,5, т.е. когда буквы отдалены друг от друга расстоянием равным половине их ширины. По методу, предложенному проф. В. Н. Левитским6), можно легко и быстро научиться строить буквы палочного шрифта и устанавливать равномерный между ними промежуток. Каждая буква заключается в равные квадраты (при наклонном шрифте — в ромбы), при чем одни буквы занимают всю ширину квадрата, другие лишь часть его, но все они имеют высоту квадрата. Для облегчения размещения буквы в квадрате, последний разбивается на определенное количество малых квадратов и по ним отсчитывается ширина буквы. Деление квадрата происходит следующим образом: каждую из сторон делят на равное число частей и параллельные стороны соединяются между собой линиями. По своей ширине все буквы алфавита подразделяются на три категории. Для того, чтобы построить палочный шрифт, разобьем, для примера, квадрат на 5 делений, т.е. разделим все его стороны на 5 равных частей, соединим их между собой и получившийся малый квадрат примем за толщину штриха буквы. Тогда все буквы, занимающие в ширину полный квадрат, отнесутся к 1-ой категории, занимающие 4/5 квадрата — ко 2-ой, и занимающие 3/5 квадрата — к 3-ей. (Рис. № 2, № 3 и № 4).
При достаточном ознакомлении с этой системой, никогда не следует рисовать квадрат, а надо его представлять мысленно, таким образом достигается оправданная однородность шрифта, облегчигся правильность размещения букв и сохранится индивидуальность графического почерка. При необходимости замены палочного шрифта другим, более сложным (имеющим различную толщину штри0" hspace="0" vspace="0" border="0" alt="Рисунок 2">
Приведенное деление квадрата на 5 частей произвольно, и взято как основное и наиболее удобочитаемое7) — квадрат может делиться на любое количество равных частей — от этого будет зависить только толщина буквы. (Рис. № 5 и № 6).
При размещении шрифта в каком-нибудь слове, учитываются категории, к которым принадлежат буквы, в него входящие, и в расчет принимается только место, фактически занимаемое каждой из них (для 2-ой и 3-й категорий — прямоугольник). Но, в случае необходимости и для соблюдения общего ритма надписи, буквы могут быть переводимы из одной категории в другую. При разбивке слова за исходный промежуток надо брать расстояние между теми буквами, которые в силу своей структуры, при соседстве с другими, образуют наибольшие пространства (Л А, К О, ХУ и т. п.). Для устойчивости слова, первую и последнюю буквы лучше всего делать однородно широкими. (Рис. № 7).
Для придания разнообразия в конструкции плакатного шрифта, допустимо заключать буквы не в квадраты, а в расширенные (для широкого шрифта) и в суженные (для удлиненного) прямоугольники, при соблюдении определенных категорий для каждой буквы. (Рис. № 8 и № 9). В. К. Охотчинский из сборника 1) Для этой цели в типографиях всегда имеется ассортимент букв крупного размера. 2) На краю достаточно большого поля была поставлена доска, сильно освещенная солнцем, к которой прикреплялись один за другим разноцветные листы бумаги с легко и трудно читающимися словами различных шрифтов и окраски. 3) К сожалению, определенных цифровых данных об этом опыте опубликовано не было. 4) Несомненно, что в наших условиях эта таблица требует некоторых корректив, но при отсутствии соответствующих опытов она может быть принята полностью. 5) Как известно, свет яркой полуваттной лампы содержит на 100% более красного цвета и на 40% менее синего, чем дневной свет при облачном небе. 6) Исходящему отчасти из канонов А. Дюрера. 7) См. результаты исследований Р. Шульте и В. Левитского. 8) Впервые введенный С. В. Чехониным. 9) Что иногда допустимо в плакатном рисунке уличного типа. |