НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИОННЫХ И ЦВЕТОВЫХ РЕШЕНИЙ

К оформлению наглядной агитации предъявляются следующие требования:
тематическая целенаправленность материалов и выделение ведущей темы;
выразительность композиции материала;
гармоничность цветового решения;
возможность быстрой замены устаревшей информации.

Композиционное решение планшета с наглядным материалом может быть симметричное или асимметричное.

Симметричная композиция, где левая часть стенда повторяет правую, статична и сейчас редко применяется. Чаще всего используется асимметричная композиция. Она смотрится с большим интересом, естественно и непринужденно.

Но при асимметричной композиции всегда должно быть соблюдено зрительное равновесие.

Основные варианты асимметричных композиций:
1) свободное расположение материала на плоскости. Фотографии, иллюстрации и текстовой материал сгруппированы в любом месте стенда;
2) расположение материала в шахматном порядке — чередование цветовых и печатных плоскостей ;
3) расположение наглядного материала горизонтальными или вертикальными рядами, их чередование с рядами цветных полос.

Перегружать стенд большим количеством материала не следует. Чрезмерная насыщенность мешает восприятию смысла информации.

При цветовом оформлении стенда или плаката следует помнить, что цвет оказывает на человека определенное эмоциональное воздействие. Он может утомлять, возбуждать, влиять на работоспособность, изменять зрительное восприятие объема и формы изображаемых предметов. Поэтому, художественно оформляя наглядную агитацию, важно правильно использовать цвет с учетом его психофизиологического эффекта.

Цветовое решение средств наглядной агитации зависит от характера ее содержания и должно гармонировать с цветовой гаммой интерьера, в котором они расположены.

Для создания выразительного образа рекомендуется применять ограниченное количество цветов (не более двух-трех). Большое количество цветов создает излишнюю пестроту, усложняет восприятие смысла информации.

ШРИФТ

В оформлении материала по наглядной агитации значительное место занимают шрифты. Они не только сообщают информацию, но и являются активным художественным элементом. Однако во всех случаях надпись или текст по своей форме, цвету и расположению должны подчиняться общему композиционному решению.

Текстовые надписи должны быть предельно краткими, выразительными, с логичной разбивкой фраз.

Шрифт, применяемый в наглядной агитации, должен быть четким, ясным, простым и удобочитаемым.

Наиболее четкими являются шрифты из прямых линий и острых углов. Таковы шрифты типа «гротеска» и «рубленой гарнитуры» (рис. 23, 24, 25, 26, 27). Различаемость букв и цифр зависит от занимаемой ими площади и высоты, толщины образующих линий, освещенности.

Буквы высотой 5 см различимы с 30 м. Четко видны издалека знаки блочного типа с соответствием высоты и ширины 1:1.

Текстовые надписи, выполненные только заглавными буквами, читаются на 12% медленнее, чем строчные. Важным условием восприятия надписей и цифр с большого расстояния являются цвет знака и его контрастные соотношения с цветом фона.

Наиболее заметны знаки в том случае, когда они контрастны с фоном не только по цвету, но и по светлоте.

Например, черные буквы на светло-желтом фоне, темно-красные на светло-сером или белом фоне и обратное соотношение дают очень хороший эффект.

Рисунок 23
Рис. 23. Широкий шрифт — гротеск

ВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ЦЕХЕ

В условиях современного социалистического производства визуальная информация используется для облегчения ориентации в сложной системе проездов, переходов, коммуникаций. Система знаков визуальной информации предупреждает также о возможной опасности, связанной с эксплуатацией оборудования, транспортных средств, трубопроводов и т. д.

Самым действенным средством такой информации в производственной среде является цвет.

Яркие цвета, броские сочетания легко привлекают внимание, призывают к немедленному повышению внимания, указывают пути ликвидации опасных ситуаций.

В качестве сигнально-предупреждающих приняты три основных цвета: красный, желтый, зеленый (рис. 28).

Красный цвет означает непосредственную опасность — «СТОП!», желтый — «Внимание!», зеленый употребляется в значении безопасности.

В сочетании с основными употребляются дополнительные цвета — черный или белый (для фона или контура).

Синий цвет в сочетании с белым или серым применяется для знаков и надписей чисто информационного характера (рис. 33).

Поскольку цветовые символы информируют о явлении в общем виде, их обычно дополняют условными знаками, подписями, графическими схемами, конкретизирующими информацию.

Принципы использования знаков визуальной информации в производственной среде:
графические символы на знаках и информационных указателях должны давать понятное изображение тех предметов и явлений, которые они отождествляют;
знаки должны быть лаконичны и заметны с большого расстояния;
знаки должны различаться по форме и цвету.

Для проектирования в производственной среде знаков зрительной информации рекомендуются следующие правила.
1. Предписывающие знаки: красный круг с белым полем внутри с символическими изображениями черного цвета (рис. 29).
2. Запрещающие знаки: красный круг с белым полем внутри с символическим изображением черного цвета, перечеркнутым красной полосой (рис. 30).
3. Предупреждающие знаки: желтый треугольник с символическими изображениями черного цвета (рис. 31).
4. Знаки средств безопасности: зеленый квадрат с символическим изображением белого цвета (рис. 32), или белый фон с изображением зеленого цвета.

На основе зеленого цвета составляются знаки — пояснения, обеспечивающие при их соблюдении безопасность (надпись на знаках: выход, ограничение веса, нагрузки, вместимости и т. д.).

Эффективность визуальной информации в производственной среде во многом зависит от ее унификации. Таким образом, художник-оформитель должен обеспечить правильное функциональное применение цвета и найти хорошее эстетическое решение сигнально-предупреждающих знаков.

Рис. 28. Сигнально-предупреж-
дающие и информационные
цвета
Рис. 29
Рис. 29. Предписывающие знаки
Рис. 30
Рис. 30. Запрещающие знаки
Рис. 31
Рис. 31. Предупреждающие знаки
Рис. 32
Рис. 32. Знаки средств безопасности
Рис. 33
Рис. 33. Знаки информационного характера
Рис. 28

из сборника
Наглядная агитация и информация
Рига, 1968

 
<< другие пособия по истории агитации


   Яндекс цитирования       Rambler's Top100