|
ИСКУССТВО ПЛАКАТА — СЕЛУА. Шаронов, В канун июльского (1978 г.) Пленума Центрального Комитета партии в Москве на ВДНХ СССР была открыта тематическая выставка «Искусство плаката — труженикам села». Первая в своем роде в истории советского политического плаката, весьма представительная — двенадцать разделов ее вобрали около 500 разнообразных произведений печатной наглядной пропаганды и агитации — выставка явилась заметным событием в партийной, культурной жизни страны и вызвала широкий интерес. Посмотреть ее специально приезжали из союзных республик, краев и областей делегации партийных организаторов наглядной агитации на селе, художников-оформителей. На базе выставки в течение лета и осени была проведена серия семинаров по проблемам повышения действенности наглядной пропаганды и агитации в борьбе за дальнейшее развитие сельского хозяйства. Многочисленные посетители выставки по достоинству оценили представленные на ней яркие, образные, эмоциональные политические плакаты и тематические номера иллюстрированной фотогазеты, специальные фотовыпуски и учебные наглядные пособия, брошюры и тематические подборки сатирических плакатов, серии цветных диапозитивов и комплекты политических открыток и другиe издания «Плаката», объединенные одной общей темой — темой пропаганды современной аграрной политики КПСС, борьбы за воплощение ее в жизнь. Чем объясняется успех выставки «Искусство плаката — труженикам села»? Естественно, прежде всего самой темой — что проблемы ускоренного развития сельского хозяйства страны находятся в центре внимания, практической деятельности партии и народа. А также, и это важно подчеркнуть, возросшим в последние годы интересом к аграрному политическому плакату со стороны организаторов наглядной агитации на местах, сельских Ясность темы и цели, конкретность и красочность, эмоциональность многих аграрных политических плакатов делают их близкими и понятными для тех, к кому обращены страстное партийное слово, актуальный призыв к целенаправленному, активному практическому действию. Яркий пример — плакат художника Б. Решетникова «Не теряй!». У этого плаката поистине завидная судьба. Впервые появившись на свет в 1975 году, он пережил уже несколько изданий различными форматами и продолжает печататься самостоятельно или в тематических подборках плакатов, направляемых на село. Этот плакат переиздают, перепечатывают по своей инициативе в краях и областях, переводят на языки народов СССР, как это сделали, к примеру, в Башкирии. Вместе с этим плакатом трудится на жатве плакат художника А. Рудковича «Не оставляй!». Если первый обращен к шоферам, то второй — к комбайнерам, ко всем, кто убирает зерно с хлебной нивы. Тот же лаконизм, те же художественная четкость мысли и образность обусловили успех и этому плакату. Нетрудно представить, как кстати приходятся эти в другие подобные им плакаты всюду, где агитаторы, организаторы и участники жатвы проводят воспитательную, профилактическую работу по предупреждению потерь зерна и другой продукции на поле и в дороге. В минувшем году в период уборки урожая издательство «Плакат» и Сальский горком партии Ростовской области провели интересный эксперимент. К началу жатвы все 17 колхозов и совхозов района были в достаточном количестве обеспечены малоформатными плакатами «Не оставляй!», «Не теряй!» и другими подобными им. Такие плакаты можно было увидеть на полевых станах, на токах и хлебоприемном пункте, в служебных помещениях и клубах, на бункерах комбайнов и жатках, на бортах автомобилей и тракторных тележек и т. п. Эти плакаты широко использовались в оперативных выпусках пресс-центров — «Молниях», «Сигналах» и в других видах наглядной агитации. Что показал эксперимент? Какое мнение сложилось у людей о работе политических плакатов на жатве? Вот что сказал на этот счет бригадный механик из колхоза имени Ленина П. С. Лысенко: «Устная агитация не до всякого доходит. Не всякий ее запоминает... А тут плакат, острый — хочешь не хочешь, а в глаза бьет. Куда ни повернись — напоминает, требует: смотри не подведи, весь урожай до зернышка собери и довези до места! Ну, старались, конечно...» И вот результаты старания: разница между контрольными обмолотами и фактическими намолотами минимальная, вдвое по сравнению с предыдущим годом сократилась разница весов автомашин с зерном на токах и элеваторе... Партийные работники, руководители хозяйств, сами хлеборобы сальских степей просили издательство и на жатву-80 обеспечить их в достатке подобными плакатами. Кстати, теме бережливости в народном хозяйстве вообще и в сельском хозяйстве в частности издательство уделяет большое внимание. В свое время была разработана и выпущена в свет подборка плакатов «Будь бережливым, земледелец!». О характере и содержании ее можно судить хотя бы по плакату «Выращивай на своем поле оптимальное число корней!», который не только призывает к этому свекловодов страны, но и приводит необходимые цифры и рекомендует запомнить их и подсчитать у себя. Нетрудно представить, какое важное значение имеет такой плакат для всех колхоза и совхозов, занимающихся выращиванием сахарной свеклы, в достижении оптимальной густоты посевов, тем более в свете поддержки и широкого распространения почина тружеников Ямпольского района Винницкой области по съему с каждого гектара свекловичных плантаций 50 и более центнеров белого сахара. И не случайно этот плакат был переиздан нами отдельно и разошелся по стране стотысячным тиражом. Почин ямпольцев «Плакат» поддержал и специальным фотовыпуском «5 тонн сахара с гектара!». В основе аграрной тематики «Плаката» лежат решения XXV съезда КПСС, Пленумов Центрального Комитета, постановления партии и правительства по вопросам дальнейшего развития сельского хозяйства. В новом свете предстают возросшие задачи и значение наглядной пропаганды и агитации на селе в связи с постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем улучшения идеологической, политико-воспитательной работы». Как известно, в этом программном, имеющем огромное теоретическое и практическое значение партийном документе особо выделены вопросы дальнейшего усиления идейно-воспитательной работы среди сельского населения. «Воспитывать у трудящихся села, — говорится в этом постановлении, — высокую ответственность за всестороннее и динамичное развитие сельского хозяйства, увеличение производства и продажи государству зерна, мяса, молока, хлопка, картофеля, овощей и других продуктов. В условиях индустриализации сельскохозяйственной: производства, крупных социальных изменений в деревне проявлять постоянную заботу о повышении общеобразовательного, профессионального и культурного уровня сельских тружеников. Прививать молодежи любовь к сельскохозяйственным профессиям, развивать и поддерживать их патриотическое стремление работать в колхозах и совхозах»1. Можно уверенно сказать, что герои наглядной пропаганды и агитации, герои наших плакатов — это сами сельские труженики. Издательство вот уже четвертый год ведет серию плакатов «Гвардейцы полей и ферм». Эти плакаты мы посвящаем лучшим людям земледелия и животноводства, таким, как Михаил Иванович Клепиков, Нина Васильевна Переверзева, Юрий Юрьевич Питра, Лейда Аугустовна Пейпс и другие, — людям, у которых есть чему поучиться, особенно молодежи. Тема человека — работника на земле, тема сельского специалиста проходит и через другие различные виды наших изданий. Кроме плакатов, это и тематические номера фотоинформации, такие, как «На земле алтайской. Сельские специалисты — гордость сибирского края». В нем мы рассказали и показали в документальных фотоснимках замечательный опыт партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций Алтайского края по закреплению на селе кадров механизаторов, сельских специалистов. Специальный фотовыпуск «Кадры села — основа успехов» был посвящен пропаганде опыта работы с сельскими кадрами в Ростовской областной партийной организации, одобренного Центральным Комитетом КПСС. Названия таких плакатов, как «Горжусь профессией хлебороба!», «Станем мастерами полей и ферм!», «Примером будь в борьбе за урожай и юность по-отцовски наставляй!», «Новая профессия на ферме — оператор», «После армии — в колхоз!», «Из училища — в поле, на ферму», говорят о широком диапазоне искусства политического плаката в решении проблемы полного обеспечения колхозов и совхозов высококвалифицированными кадрами. В тесной связи с этой тематикой издательство очень большое и постоянное внимание уделяет активной пропаганде передового опыта в сельскохозяйственном производстве. Эту задачу во многом выполняет родившаяся в «Плакате» в ходе творческого поиска журналистов, художников, фотокорреспондентов наиболее эффективных форм печатной наглядной агитации своеобразная, богато иллюстрированная фотогазета-плакат, сфальцованная в четыре полосы. В ней с помощью выразительных фото-снимков, схем, диаграмм, лаконичных, емких текстов и Цифровых выкладок наглядно раскрывается сущность того или иного прогрессивного метода организации сельскохозяйственного производства, его экономическая эффективность. Одним из первых такого рода изданий явились «Рукотворные луга». В этом выпуске была представлена практика создания на больших площадях орошаемых культурных пастбищ в Татарской автономной республике. Темой другого выпуска из этой серии, стала «Эффективность реконструкции ферм». Эпиграфом к нему и ключом раскрытия темы послужила рекомендация товарища Л. И. Брежнева, высказанная им на июльском (1978 г.) Пленуме ЦК КПСС: «Серьезное внимание необходимо обратить на сочетание нового строительства с реконструкцией к модернизацией имеющихся в колхозах и совхозах производственных объектов, в первую очередь животноводческих ферм»2. Выпуск был подготовлен на поучительном опыте Подмосковья, где почти в каждом хозяйстве функционируют специальные комиссии по реконструкции и за один лишь 1978 год за счет реконструкции животноводческих помещений вместимость их увеличилась на 30 тысяч скотомест. Темы для таких изданий, как видно из приведенных примеров, подсказывает сама жизнь. Эти плакаты получили широкое признание, и с 1979 года на часть их издательство объявило подписку. Коллективных подписчиков — колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий — на серию спецфотовыпусков «Передовой опыт — сельскому хозяйству!» в 1979 году оказалось свыше 70 тысяч, а на 1980 год — уже более 100 тысяч. Кстати, полезными эти издания оказались и для школ экономического образования кадров села. Наше издательство развернуло свою деятельность в канун XXV съезда КПСС, и сквозная тема «Плаката», проходящая через все эти годы, — «За большой хлеб десятой пятилетки!». Многим на селе пришлись по душе яркие, эмоциональные плакаты этой серии: «Хлеб — Родине!» художника В. Кононова, «За большой хлеб России!» художника А. Бирюкова, «Это нам по плечу!» С. Жмуренкова и многие другие. О тематическом многообразии этой серии говорят названия плакатов: «И зимний день — урожаю!», «Кто со снегом — тот с хлебом!», «Ранняя зябь на полях — больше зерна в закромах», «Комбайнер! Помни о контрольных обмолотах!» и т. д. Все эти годы издательство «Плакат» с помощью специальных фотовыпусков, посвященных уборке урожая и заготовке кормов, широко и последовательно пропагандирует преимущества организации жатвы на основе уборочно-транспортных комплексов. В этих своеобразных плакатах в выразительных фотоснимках и рисунках показываются все звенья такого комплекса, в цифровых выкладках и высказываниях организаторов, участников жатвы отмечается большая эффективность нового, ипатовского метода уборки урожая. Логически дополняет и развивает тему борьбы за увеличение производства зерна другая постоянная тема — «За высокую культуру земледелия!». Большой оригинальностью ее решения отличается плакат художника М. Лукьянова «Все работы в поле — под знаком качества!». Предельно конкретно и образно решил свою тему в плакате «Умножай плодородие пашни!» старейший художник-плакатист В. Сурьянинов. Художник В. Удод свой красочный, яркий плакат посвятил семенам: «Правило есть золотое одно: поле отборное любит зерно!». Аграрная редакция издательства для каждой категории земледельцев, для каждой сельскохозяйственной культуры разрабатывает свой плакат. Так, появились на свет плакаты «Больше хлопка отличного качества!», «Дадим стране больше картофеля!», «Овощи — круглый год!», «Нам наказ дает страна: лен — богатство, больше льна!», «Расти площадям и урожаям крупяных культур!», «Кукуруза: 100 центнеров зерна с гектара!», «Сое, ценнейшей культуре, — широкое поле!» и другие. Журналисты и художники «Плаката» стремятся к максимально конкретной, целенаправленной, углубленной трактовке тем аграрного политического плаката. Здесь мы решаем две задачи. Первая вытекает из установки товарища Л. И. Брежнева о том, что наше экономическое мышление должно быть максимально конкретным, а вторая — из характера политического плаката как вида изобразительного искусства — быть образным. К примерам удачного решения этой двуединой задачи можно с полным основанием отнести плакаты: художника А. Бирюкова «Больше масла с каждого гектара!», художника К. Пюсса «Прудам — живое серебро!» и другие. Действенность, эффективность плакатов, как показывают многочисленные опросы и исследования, проводимые издательством, во многом определяются актуальностью темы плаката, степенью концентрации в нем мысли, образного ее выражения. Понимание этого — ключ к успеху в работе наших редакторов и авторов. Один из многих примеров тому — выпущенная издательством «Плакат» тематическая подборка «Фермам — режим экономии!». В этом издании в художественной, плакатной форме в сочетании с выразительными цифровыми выкладками получили убедительное, наглядное выражение все основные факторы интенсификации животноводства. Животноводство вообще занимает большое место в сельскохозяйственной тематике «Плаката». Издательство интересуют различные аспекты этой важной, многогранной темы. Это и индустриализация отрасли (плакат художника М. Ишмаметова «Животноводству — промышленную основу!»), и реконструкция существующих животноводческих помещений (плакат художника Ф. Войтова «Фермам — реконструкцию!»), и кадры отрасли (плакат художника Ю. Ерофеева «Животноводство — ударный фронт молодых!»), и кормовая база (плакат художника С. Жмуренкова «Каждому хозяйству — страховой запас кормов!») и другие. Особое, постоянное внимание уделяет «Плакат» теме ускоренного комплексного развития сельского хозяйства Нечерноземной зоны России. Примечательно, что первая серия политических плакатов по аграрной тематике, вышедших в издательстве. «Плакат», была посвящена пропаганде постановления партии и правительства о развитии российского Нечерноземья. С тех пор ежегодно выходят массовыми тиражами политические плакаты, тематические номера фотоинформации, специальные фотовыпуски и другие виды издании по различным вопросам развития Нечерноземья. «Селу — городскую культуру и быт!» — такова рубрика другой постоянной, ежегодно обновляющейся серии политических плакатов в аграрной тематике. Здесь плакаты, посвященные сельскому строительству, всестороннему развитию культуры в деревне, развитию сферы бытовых услуг, и другие. В многогранной тематике «Плаката» заметное место занимает печатная наглядная агитация, посвященная экономии и бережливости во всех сферах сельскохозяйственного производства. Издательство широко практикует в этих целях выпуск малоформатных плакатов. Эти «плакаты рабочего места» удобно использовать на полевом стане, ферме, зернотоке, в мастерских и т. д. Наиболее яркими представителями этой экономической плакатной публицистики являются плакаты серии «Запомни эти цифры! Посчитай у себя!». Они быстро завоевали популярность, получили широкую «прописку» в среде сельских тружеников. И не случайно. Вот как выглядит один из таких плакатов: на листе уже знакомый многим образ сельского рачительного работника. На этот раз он с помощью символических счетов ведет свой «разговор» о резервах ферм: «Повышение продуктивности животноводства только на один процент в масштабах страны прибавит в среднем за год 940-960 тысяч тонн молока, 150-156 тысяч тонн мяса, свыше 5 тысяч тонн шерсти, 580-610 миллионов штук яиц». И тут же рекомендует: «Посчитай у себя», оставляя место на плакате для соответствующих цифр того или иного хозяйства, фермы, животноводческого комплекса. В таком же стиле исполнены и другие малоформатные плакаты данной серии по различным аспектам экономики сельскохозяйственного производства. Не трудно представить, каким убедительным средством воздействия на сознание и труд людей могут служить подобные плакаты, заполненные собственными расчетами — как на рабочих местах, так и на занятиях школ экономического образования кадров. Видное место среди изданий «Плаката», пропагандирующих аграрную политику партии, занимают тематические подборки-комплекты плакатов, своеобразные выставки. В 1979 году вышли в свет подборки «Сельскому хозяйству — высокую эффективность» и «На базе кооперации», в 1980 году выпущены тематические комплекты плакатов: «Ленинская аграрная политика КПСС в действии», «Наука — полям и фермам», «За ленинское отношение к природе». Такие комплекты-выставки хороши для сельских клубов и Домов культуры, для красных уголков, а также как наглядные пособия для слушателей системы партийной учебы и экономического образования сельских кадров. Поиск наиболее действенных форм печатной наглядной пропаганды и агитации привел сотрудников издательства к мысли о создании комплексных изданий. Так появились комплекты-подборки плакатов для полевых станов и животноводческих ферм. Особенностью их является то, что в них включены художественно оформленные листы, которые должны заполняться по ходу социалистического соревнования непосредственно в каждом трудовом коллективе, отражать результаты работы за определенный период. Заметным явлением в творческой деятельности издательства стал комплект «Урожай-79», выпущенный нами совместно с издательством «Колос», Профиздатом и Всесоюзной фирмой «Мелодия». «Плакат» подготовил для него тридцать малоформатных красочных плакатов, широко иллюстрированную брошюру В. Поляничко «Звезды на комбайнах (Опыт использования наглядной агитации на жатве)», серию цветных диапозитивов «Плакат» — союзник хлебороба» и специальный методический фотовыпуск «Наглядная агитация на полевом стане». «Колос» создал весьма содержательную серию из двадцати плакатных листовок с рекомендациями ученых и специалистов по важнейшим вопросам уборки урожая, заготовок кормов. В серии плакатов-листовок Профиздат обобщил лучший опыт организации социалистического соревнования на жатве, массово-политической работы, культурного и бытового обслуживания участников жатвы, опыт работы постов и групп народного контроля в период уборки, заготовок и перевозок урожая. Всесоюзная фирма «Мелодия» подготовила для участников жатвы специальную грампластинку, которая так и называется: «Урожай-79». Такой солидный агиткомплект в преддверии жатвы был разослан во все колхозы и совхозы, сельскохозяйственные предприятия страны и с первых дней стал активно работать на урожай-79. Мы получаем многочисленные отзывы с благодарностью за это издание и пожелание сделать его ежегодным. Развивая это направление, «Плакат» и издательство «Колос» подготовили и выпустили в свет комплект, подобный «Урожаю-79», для коллективов животноводческих ферм — «Животноводство — забота общая», который также разослан во все сельские районы страны. Вышел в свет и комплект «Урожай-80». Ежегодные комплексные издания типа «Урожай» и «Животноводство» — это новое слово в печатной наглядной пропаганде и агитации. Подобные комплексные издания в свете постановления Центрального Комитета КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» являются теми действенными средствами наглядной пропаганды и агитации, которые помогают сельским коммунистам в воспитании людей, развертывании массового социалистического соревнования тружеников полей и ферм за повышение эффективности и качества работы на всех участках сельскохозяйственного производства. Жизнь, практика партийно-массовой работы показывают, что в арсенале сельских коммунистов, непосредственно решающих производственные и воспитательные задачи в деревне, наглядная агитация играет все более активную роль. Она является неотъемлемой частью жизни трудовых коллективов, делом партийным, живым и творческим, требующим коллективных усилий всех заинтересованных организаций, художественного вкуса и исполнительского мастерства. В постановлении Центрального Комитета КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» говорится о более активном использовании средств наглядной агитации, соблюдении при этом меры и проявлении художественного вкуса. В системе наглядной агитации политический плакат занимает особое место как наиболее оперативное, эмоциональное средство воздействия на людей. Перефразируя высказывание Ф. Энгельса о том, что плакат служит сохранению революционной энергии в среде рабочего класса, правомерно считать, что в наше время политический плакат умножает творческую, созидательную энергию строителей нового, коммунистического общества. Примечательно, что политический плакат, являясь испытанным коллективным пропагандистом и агитатором, стал и подлинным организатором масс в борьбе за реализацию решений партии. Многогранны функции политического плаката, адресуемого в данном случае труженикам села. Политический аграрный плакат информирует о важнейших решениях партии и правительства, пропагандирует задачи партии и народа в области сельского хозяйства, ставит конкретные задачи в тех или иных сферах сельскохозяйственного производства, поддерживает ценные почины, прославляет почетный труд земледельца-кормильца страны, развивает у сельских тружеников чувство гордости и ответственности за свое место в рядах строителей коммунизма, зовет молодежь на поля и фермы. Политический плакат также учит прогрессивным, эффективным методам организации труда в сельском хозяйстве, ведет борьбу с проявлениями бесхозяйственности, аморальными явлениями. Было бы неверно все плакаты на сельскохозяйственную тематику строго разграничивать по этим функциям. Часто они переплетаются, взаимно обогащая друг друга. Однако учет этих функций помогает издательству конкретизировать, разнообразить виды плакатов, адресуемых труженикам села. Использование политических плакатов и других печатных средств наглядной агитации связано с ее зональностью. Применительно к сельской местности можно сказать, что имеется примерно четыре зоны наглядной агитации. Районный центр. Здесь создаются комплексы наглядной агитации, посвященные коммунистическому воспитанию трудящихся и созвучные тем народнохозяйственным задачам, которые решает на данном этапе район. При этом широко используются перерисовка, многократное увеличение политических плакатов, выпускаемых издательством «Плакат». Не отработано еще звено в этих комплексах — регулярная расклейка крупноформатных плакатов (триптихов). Издательство «Плакат» выпускает ежегодно такое количество триптихов, которое позволяет почти еженедельно обновлять на специальных стендах крупноформатные политические плакаты, посвященные важнейшим событиям внутренней и международной жизни. Центральная усадьба колхоза (совхоза). И здесь имеются, правда, в меньших масштабах, комплексы наглядной агитации. Характерная черта их — это большая связь наглядной агитации с конкретными задачами коллектива хозяйства. Естественно, что с каждым новым трудовым годом эта наглядная агитация обновляется. При этом широко используются выпускаемые нашим издательством плакаты, посвященные задачам сельских тружеников в очередном году пятилетки. Организаторы, создатели комплексов наглядной агитации к общесоюзным плакатам по тем или иным темам развития сельского хозяйства страны добавляют цифры, показатели работы своего колхоза или совхоза. Весьма желательно иметь на центральной усадьбе колхоза (совхоза) хотя бы одни стенд для крупноформатных политических плакатов нашего издательства. Комплексы наглядной агитации в районном центре и на центральной усадьбе колхоза (совхоза) — это своеобразная рабочая «визитная карточка» того или иного района, хозяйства. И, понятно, она должна выглядеть всегда современной, актуальной, художественно выразительной. Подобные требования предъявляются и к местным автотрассам, связывающим районный центр с колхозами и совхозами. Полевой стан, ферма. В этой зоне центральное место занимают красные уголки. Отличительная особенность наглядной агитации здесь — ее злободневность и компактность. В красных уголках хорошо размещаются тематические комплекты малоформатных плакатов типа «Больше зерна — богаче страна» или «Животноводство — ударный фронт!». Конечно же, здесь хорошо «пропишется» такое комплексное издание, как «Урожай-80», выпущенное в этом году. Сюда же можно отнести плакаты таких серий, как «Запомни эти цифры! Посчитай у себя!» и т. п., то есть плакаты, призывающие сельских тружеников к анализу своей хозяйственной деятельности, к экономии и бережливости на каждом рабочем месте, показывающие пути повышения эффективности производства. Такие подборки-выставки плакатов полезны при проведении коллективных бесед с цифровыми выкладками, показывающими результаты работы коллектива бригады, фермы за тот или иной период и место каждого работника в общем деле. Рабочее место (полевой вагончик, комбайн, автомобиль и т. п.). Условиям этой зоны наглядной агитации более всего соответствуют плакаты, небольшие по формату и весьма конкретные по содержанию. Мы называем такие плакаты «плакатами рабочего места». Характерные их черты — максимальная ориентация на определенную сферу производства, учет времени и характера работ. Типичными представителями такого рода изданий являются плакаты «Не оставляй!», «Не теряй!», «Комбайнер, помни о контрольных обмолотах», «Каждую травинку — в стог!» и подобные им. В этой зоне рабочей наглядной агитации малоформатные политические плакаты органически входят в общий комплекс различных средств наглядной агитации — «Боевых листков», «Молний» и т. п., создаваемых на местах и оперативно отражающих ход соревнования на уборке урожая, заготовке кормов, подъеме зяби и других работах. Каждая из этих примерных зон наглядной агитации требует своего научного исследования. Здесь же хочется сказать, что все они имеют существенные особенности, в основе чего лежит такая закономерность: чем ближе «передний край» сельскохозяйственного производства, тем более оперативными, конкретными, лаконичными по содержанию и мобильными по форме должны быть печатные средства наглядной агитации; они должны быть и более методическими, т. е. предполагать доработку, дополнение плаката на своем рабочем месте. Учет этой закономерности, как показано выше, позволяет издательству создавать для каждой из перечисленных зон свои политические плакаты и вырабатывать методические рекомендации по их эффективному использованию. В основе творческой деятельности «Плаката» лежат тесные связи с партийными комитетами, трудовыми коллективами, общественными организациями страны. Эти связи осуществляются повседневно. Они непрерывно подсказывают издательству новые и актуальные темы и обеспечивают все большую популярность политических плакатов в стране, их широкое распространение и эффективное использование. Этому способствует и то, что издательство «Плакат» в своей творческой деятельности опирается на довольно широкую сеть своеобразных опорных баз, таких, как Подольский район Московской области, Ипатовский район Ставропольского края, Сальский район Ростовской области, Львовская область Украинской ССР и другие. Сама наша действительность, жизнь и практика хозяйствования на земле, социально-экономические преобразования в деревне, всестороннее развитие личности советского крестьянина-коллективиста являются тем чудесным живительным родником, который непрерывно питает «Плакат» все новыми и новыми темами. 1980 год стал для коллектива издательства годом особенно активной творческо-производственной деятельности. Всеми своими многочисленными изданиями «Плакат» стремится способствовать развитию всенародного движения «Пятилетке — ударный финиш! XXVI съезду КПСС — достойную встречу!». Стр. 111-124. 1 О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года, с.13 2 Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи, приветствия, статьи, воспоминания, т. 7, с. 430. |