ВОПРОСЫ КОМПОЗИЦИИ В
АГИТАЦИОННО-ОФОРМИТЕЛЬСКОМ ИСКУССТВЕ

Глава 1. Художественно-изобразительные средства

СТРУКТУРА АГИТАЦИОННО-ОФОРМИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

Говоря о композиции в агитационно-оформительском искусстве, необходимо четко представлять себе само произведение как в целом, так и в частных, составляющих его изобразительных элементах. Только тогда можно определить характер взаимосвязи между этими элементами, или, иными словами, его изобразительную структуру.

В практике сложились определенные формы агитационно-оформительского искусства, которые включают в себя:
    шрифтовые формы (лозунги, призывы, транспаранты, текстовые плакаты);
    политический плакат;
    тематические выставки, установки и стенды агитационно-массового содержания;
    оперативные информационные средства («Молния», «Тревога», «Кто сегодня впереди» и т. д.);
    Доски почета, аллеи передовиков производства, героев труда;
    формы, отражающие ход социалистического соревнования, выполнение производственных планов (Экран соцсоревнования, Календарь трудовой славы, Доска производственных показателей);
    стенные газеты, сатирические выпуски и т. д.

Каковы же структурные композиционные элементы, единые для всех этих форм, объединяющие их и лежащие в их основе? Такими элементами являются:
    — конструкция (устройство, приспособление для экспонирования материала);
    — экспозиционная плоскость;
    — изображение (рисунок, символ, шрифт).

Названные элементы, в свою очередь, также могут быть расчленены. Например, конструкция состоит из простейших геометрических элементов (призмы, куба, шара и т. д.), каждый из которых рождает психологически обусловленное чувство завершенности, устойчивости, покоя или, наоборот, динамики, напряжения. В основе геометрических тел лежат простейшие геометрические фигуры — квадрат, треугольник, круг, овал, состоящие из линий.

Линия является предельным структурным элементом пространственной конструкции. Линейная компоновка конструкции определяет ее эмоциональный характер. По этой причине линия и форма являются художественно-образными средствами. Изучение психологических закономерностей восприятия линии и формы составляет важный раздел теории композиции.

Второй структурный элемент оформления — экспозиционная плоскость. Она строится на основе простейших геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг). Кроме того, экспозиционная плоскость обладает тоном (цветом) и фактурой — исключительно активными средствами эмоционального воздействия. Тон (цвет) и фактура так же, как и линия и форма, являются предельными структурными элементами композиции.

Наконец, третий структурный элемент — изображение — включает в себя в комплексе все названные выше предельные элементы — линию, форму, цвет, фактуру. Любое изображение строится по определенной линейной схеме. Как правило, изображение условно передает пространство, то есть форму, и отдельные его характеристики — цветовые и материальные (цвет и фактура).

Особый вид художественного изображения — шрифт — является не только графической основой текста, но и мощным образно-эмоциональным средством.

Таким образом, основными композиционными выразительными элементами в агитационно-оформительском искусстве являются линия, форма, тон (цвет), шрифт. Изучение основ композиции прежде всего начинается с изучения этих структурных элементов.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например зрения и осязания.

Связь различных ощущений при восприятии конкретной формы приводит к тому, что мы наделяем эту форму такими качествами и свойствами, которые, по сути, ей не принадлежат.

Например, острые и тупые углы. Угол — зрительная характеристика пространства. Острый или тупой — качества, привнесенные ассоциативно, на основе осязательных ощущений. Острыми или тупыми могут быть режущие предметы. Острый угол — это эмоциональная, образно-ассоциативная характеристика пространства.

Восприятие линии как простейшей, образующей любую форму, также ассоциативно. Различные линии вызывают у нас различные эмоциональные ощущения. Рассмотрим это конкретнее.

Вертикальная линия вызывает ощущение активного стремления вверх. (Ассоциации: полет ракеты, струя фонтана, стоящее дерево, башенный кран и т. д.).

Горизонталь по сравнению с вертикалью производит впечатление слабого, пассивного движения, а то и вовсе покоя (линия горизонта, движение поезда параллельно картинной плоскости и т. д.).

Говоря об ощущении движения, вызванном прямой линией, следует подчеркнуть, что характер этого движения равномерный. Объясняется это просто: глаз человека, не встречая препятствий, без труда скользит по прямой линии.

Диагональ производит своеобразное впечатление. Она не настолько активна, как вертикаль, и пассивна, как горизонталь. Находясь между ними и постоянно поднимаясь над горизонталью, диагональ вызывает ощущение борьбы, преодоления пассивности. Это тем отчетливее выражено, чем больше диагональ приближается к вертикали.

Различаются два типа диагонали: правая (из левого нижнего угла в верхний правый угол) и левая. Правая диагональ создает впечатление более стремительного движения и в силу этого более эмоциональна, чем левая. Объясняется это нашей привычкой читать слева направо. Прослеживая, изучая правую диагональ, мы невольно поднимаем глаза вверх. При рассмотрении левой диагонали мы ощущаем «сползание» и, наконец, остановку движения у основания диагонали. Разница в восприятии левой и правой диагонали обусловила и их эмоциональные характеристики: диагональ подъема и диагональ падения.

Диагональ, как и всякая прямая линия, производит впечатление равномерного движения.

Кривая изогнутая линия вызывает более сложные ощущения. Здесь в отличие от прямой линии мы встречаемся с неравномерным движением. Плавные участки глаз воспринимает спокойно и быстро. Резкие округления требуют остановки глаза и тем самым вызывают ощущение замедления движения.

Особо следует выделить кривую изогнутую линию, соответствующую диагонали подъема. Линия, в целом поднимающаяся вверх, выгнута вниз. Это производит впечатление борьбы двух сил: силы тяжести и силы подъема. Прогибаясь, кривая как бы преодолевает силу тяжести, высвобождается из-под нее и, устремляясь вверх, олицетворяет неиссякаемую силу и движение.

Ломаная линия вызывает представление о сложном, неравномерном, ступенчатом движении. Объединяя в себе вертикали, горизонтали, диагонали подъема и падения различной протяженности, ломаная линия передает самые различные ощущения — стремительный порыв, спокойствие и т. д.

Восприятие плоскостных фигур определяется характером восприятия составляющих эти фигуры линий. Рассмотрим их внимательнее.

Особым случаем кривой замкнутой линии является круг. Окружность не имеет начала и конца, все ее точки равноудалены от центра. Внимание зрителя не в состоянии сосредоточиться на окружности, останавливается на ее центре, то есть на точке. По этой причине произведение наглядной агитации, представляющее по форме круг, воспринимается как нечто спокойное, замкнутое, уравновешенное.

Овал образован кривой замкнутой линией. Эта фигура напоминает круг, однако восприятие ее отличается от восприятия круга. Овал образован несколькими дугами различной величины. Восприятию плавной большой дуги сопутствует ощущение динамики, интенсивного движения. Перенос внимания на дугу меньшего радиуса изменяет характер восприятия. Ощущение быстрого движения сменяется ощущением замедленного движения и, наконец, статики. Овал, таким образом, воспринимается как нечто беспокойное, дышащее, неуравновешенное, в целом — динамичное.

Квадрат образован равными сторонами и равными прямыми углами. Он воспринимается как нечто идеальное, прямое, четкое, устойчивое, спокойное, торжественное.

Прямоугольник — фигура более динамичная по сравнению с квадратом. В зависимости от пропорций и положения по отношению к горизонтали прямоугольник может вызывать ощущение стремления вверх (стоит на горизонтали) либо спокойствия и статики (лежит на горизонтали).

Треугольник — фигура, воспринимаемая как нечто резкое, острое. Но в зависимости от положения по отношению к горизонтали он может быть воспринят как нечто прочное, статичное (стоит на основании) или предельно динамичное, напряженное (стоит на вершине),

Простейшие элементы (линии, геометрические фигуры) рассматривались нами отвлеченно, формально, с целью выявить их главные ассоциативно-эмоциональные характеристики.
Выставочный зал Монумент в честь покорителей космоса
Выставочный зал. Красный цвет, создавая настроение праздника,
торжества, использован в качестве главного
эмоционально-образного средства
Монумент в честь покорителей космоса

В агитационно-оформительском искусстве, архитектуре, скульптуре художники в поисках эмоционального образного воплощения темы всегда опираются на глубокий психологический анализ формы художественного произведения. Подчиняя форму содержанию и выражая его посредством формы, художник всегда — интуитивно либо сознательно — учитывает эмоциональность структурных элементов произведения.

Возьмем, к примеру, следующие произведения, представляющие архитектуру и различные виды изобразительного и агитационного искусства; башня Останкинского телецентра, обелиск в честь покорителей космоса, плакат, агитационная установка. Произведения, очевидно различные по своему характеру, назначению, функциям. Однако очевидно и то, что между ними есть определенная связь: структурной формальной основой их является вертикаль. Отсюда — ощущение приподнятости, торжества, активного движения. Правда, в первом случае (Останкинская телебашня) построение по вертикали обусловлено прежде всего функциональным назначением предмета. Остальные же примеры наглядно показывают, что именно вертикальная компоновка наиболее полно формирует эмоции, чувства, отвечающие содержанию данных произведений,

Другой пример: перед нами монумент в честь героев Великой Отечественной войны на Ленинградском шоссе. Он сооружен на том месте, где были остановлены фашистские полчища, рвущиеся к Москве. Противотанковые ежи композиционно образованы перекрещивающимися прямыми. Подобные схемы рождают ощущение покоя, неподвижности. Сознание того, что перед нами монументальные копии реальных противотанковых сооружений, рождает образ непреодолимого, неприступного барьера, каким и оказался для фашистов данный рубеж.

В реальном пространстве в «чистом» виде линии и геометрические фигуры практически не встречаются. Однако мы можем проследить ту или иную конфигурацию этих линий или фигур в контуре любого предмета либо в его конструкционной основе.

Восприятие пространственной формы также всегда ассоциативно. Характер эмоции, чувства, образа, вызываемого предметом, реальной пространственной формой, во многом зависит от образного, эмоционального строя составляющих его элементов. Здесь немаловажно сделать существенную корректировку в сложном комплексе ассоциаций и ощущений, рождающих образно-эмоциональное или художественное начало.

Анализ формальных характеристик отдельных структурных элементов формы и самой формы в целом вызван соображениями сугубо методического плана.

Сущность каждого средства изобразительной агитации — определенное функциональное, конструктивное и художественное единство формы и содержания. Содержание, так же как и форма, активно, эмоционально. С художественной точки зрения удачным композиционным решением является то, которое основано на соответствии формы и содержания.

Рассмотрение отвлеченных формальных характеристик вполне оправдывает себя и, более того, необходимо, так как облегчает понимание и поиск наиболее эффективного их соответствия.

Фактура. Эмоциональный, образный строй формы определяется не только ее внутренней структурой, но и фактурой — свойством, определяющим характер поверхности этой формы. Шероховатая, гладкая, глянцевая, зеркальная, ребристая и т. д. — все эти понятия дают наглядное представление о фактуре. Фактура является объективным свойством предметной среды. Наряду с этим термин «фактура» часто трактуется как изобразительный прием в работе художника-оформителя.

В формах наглядной агитации фактура используется и как предметное, образно-художественное средство, и как художественный прием. И в том, и в другом случае фактура «реальная» и «изображенная» способна выявлять логику композиции, подчеркивать те или иные ее качества, вызывать ощущение воздушности или тяжести, теплого или холодного, чрезмерной перегруженности экспозиции или простора и т. д. Как и в случае с формой, «эмоциональность» фактуры обусловлена ассоциативным характером восприятия нами окружающей среды.

Своеобразным зрительным проявлением фактуры является текстура — признаки структуры, видимые на поверхности материала, из которого изготовлен предмет.

Термин «текстура» наиболее часто применяют по отношению к таким материалам, как, например, дерево, мрамор, структура которых проявляется на спилах и срезах в неповторимых по красоте природных орнаментах и рисунках.

В художественной практике текстура используется исключительно как материально-выразительное средство. Рисованная (изображенная) текстура, или, иными словами, имитация, лишь в редких случаях может быть эстетична.

Тон. «Тон как художественный термин обозначает степень светлоты (степень освещенности) предмета (как в самой натуре, так и в ее изображении). Тон определяется и выражается соотношением черного и белого.

В связи с проблемами оптимального композиционного решения важно знать принципы согласования тональных масс, ритмики их построения — эти важнейшие факторы эмоционально-художественной выразительности. Характер согласования, соотношения ахроматических цветов хорошо прослеживается по шкале, где они расположены в убывающей или возрастающей последовательности.

Главными понятиями, выражающими соотношения ахроматических цветов, являются нюанс и контраст. Нюанс дает малые интервалы между цветами, а контраст — большие. Максимальный контраст создают крайние цвета — черный и белый.

Закономерности зрительного восприятия определяют и такие понятия, выражающие характер согласования и соотношения ахроматическик цветов, как светлотный контраст и иррадиация.

Светлотный контраст разделяется на одновременный, пограничный и последовательный. Одновременный контраст проявляется во взаимном усилении двух контрастных ахроматических цветов. Любой темный тон на более светлой поверхности воспринимается еще более темным. Светлый тон на более темной поверхности воспринимается еще более светлым. В наибольшей степени одновременный контраст проявляется в случае, если площадь фона превосходит площадь фигуры. Наименьший одновременный контраст мы наблюдаем в случае, если фигура или слишком мала, или слишком велика по отношению к фону.

Пограничный контраст является одним из вариантов одновременного контраста. Суть его в том, что два разных, поставленных рядом тона значительно усиливают друг друга у границы касания.

Последовательный контраст проявляется в том, что при длительном рассматривании светлого пятна на темном фоне и последующем переводе взгляда на светлый фон мы видим на нем темные пятна.

Явление иррадиации проявляется в искаженном восприятии величины двух одинаковых по размерам, но различных по тональности пятен. Светлое пятно воспринимается большим, чем темное.
Декоративные фактуры Шкала ахроматических цветов Явление иррадиации
Декоративные фактуры (растирка мастихином, торцевания, сухая кисть, набрызг) Шкала ахроматических цветов. Малые интервалы выражают нюансные тональные отношения, большие — контрастные Явление иррадиации: светлое пятно кажется больше темного. Зрительная весомость тона: темный предмет кажется тяжелее светлого

Цвет и свет. Одним из главных средств создания эмоциональной атмосферы тематической экспозиции является цвет.

В первую очередь цвет — важнейшее средство ассоциативно-образного воплощения темы. Какие же факторы необходимо учитывать художнику-оформителю при использовании цвета в различных формах наглядной агитации?

Прежде всего, особенности физиологического и психологического воздействия. В физиологическом плане цвет может воздействовать весьма разнообразно. Например, известно, что красный цвет возбуждает; зеленый цвет понижает внутриглазное давление. Серые тона могут угнетать, вызывать усталость, оранжевые — ощущения легкости, бодрости1.

Психологическое воздействие цвета является результатом различного рода ассоциаций. Зрительные ощущения вызывают связанные с ними, наиболее часто сопровождающие их ощущения осязания, слуха, обоняния, вкуса. Вот почему оранжево-красные цвета, напоминающие огонь, мы ощущаем теплыми, а цвета синие, напоминающие толщу льда, воды, мы воспринимаем как холодные. Тишина, свойственная летней природе, зеленая гамма деревьев, трав побуждают нас зеленый цвет воспринимать как тихий.

Ассоциативный характер восприятия цвета придает ему определенную эмоциональность, делает его предметом эстетического восприятия, или, как говорят в быту, делает его красивым или некрасивым. Конечно, эстетическая оценка цвета гораздо сложнее, она не сводится к физиологии и психологии восприятия цвета. Однако цвет, вызывающий, например, ощущение уныния, усталости, не может быть оценен в эстетическом плане положительно.

Разумеется, рассматривать воздействие цвета на человека только в этом аспекте будет ошибкой. Дело в том, что цвет сам по себе, в «чистом» виде в природе не встречается. Он всегда предметен. Цвет мы воспринимаем в связи с его предметным содержанием. В этом смысле, оценивая цвет или цветовые отношения, мы должны учитывать функциональное назначение предмета. Соответствие цвета предметной среды ее функциональному назначению — очень важный критерий его оценки. К примеру, логичен ли черный цвет рабочего помещения? Нет. Целесообразно ли в комнате отдыха делать яркие цветовые акценты? Конечно, нет.
Макет тематической выставки
Макет тематической выставки. Светлый цвет облегчает зрительную весомость конструкций

Есть и еще один немаловажный фактор, требующий обязательного учета в цветовом оформлении помещений. Это цветовые предпочтения. Экспериментально выявлены возрастные цветовые предпочтения. Так, дети предпочитают яркие тона, взрослые — более сдержанные. Существуют предпочтения индивидуальные, связанные с любимым цветом, и групповые, связанные как с любимыми цветами, так и с психофизиологической реакцией, пресыщением определенной колористической средой. Например, постоянная серо-коричневая гамма заводской территории рождает групповое предпочтительное отношение у людей, здесь работающих, к цвету, контрастному этой серо-коричневой гамме.

Среди специалистов существует весьма справедливое мнение, по которому устойчивость ассоциативных понятий представляется спорной. Поэтому идея прямого переноса закономерностей живой природы на искусственную среду требует осторожного к себе отношения. Оформление, проектирование — вид деятельности по созданию новых цветовых ценностей, новых эмоциональных впечатлений, имеющий эстетические корни и в самой искусственной среде. Однако приведенные выше закономерности (психологические, физиологические, цвет среды и ее функция, цветовые предпочтения) существуют. Учет их в, оформительской практике художников необходим.

Цвет используется и как средство выделения самого главного, основного в композиции. Достигается это путем сопоставления контрастных цветов или оттенков. Определить контрастные цвета позволяет так называемый цветовой круг. В этом круге цвета расположены в таком же порядке, как в цветовом спектре: вишнево-красный, красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зелено-голубой, голубой, сине-голубой, синий, сине-фиолетовый. Если брать два цвета, расположенные в круге друг напротив друга (через центр), то они и составляют пару взаимодополняющих контрастных цветов.

Все цвета находятся в определенной взаимозависимости. Один и тот же цвет в окружении различных цветов выглядит по-разному. Взаимодополняемость или контрастность цветов выражается в том, что, расположенные рядом, они воспринимаются более яркими, чем при других, более отдаленных условиях. Можно назвать контрастом и взаимодействие яркого, насыщенного цвета с монохромным (обесцвеченным) окружением. Так, располагая яркий экспонат на фоне контрастного ему цвета или на фоне нейтрального окружения, можно выделить его, сделать активным, заметным.

Контрастными могут быть не только основные цвета, но и оттенки одного и того же цвета. При рассматривании предмета мы постоянно различаем части более теплые и более холодные. Присутствие в цвете холодных и теплых оттенков не выражено так определенно, как контраст, например, между красным и синим, но заметно достаточно хорошо и имеет большое значение для выявления объема, материальности, фактуры произведения наглядной агитации. Разница в цветовом тоне (соотношение теплого и холодного) тем заметнее, чем резче освещены предметы.
Цветовой круг Пространственные свойства цвета
Цветовой круг. Диаметрально противоположные цвета выражают контрастные отношения,
соседние — нюансные
Пространственные свойства цвета: теплые цвета зрительно выступают, холодные — отступают

Цвет нередко применяют в качестве зоноразграничительного средства в соответствии с тематико-экспозиционным планом стендов и выставок наглядной агитации. Здесь может быть использовано явление контраста (сильно или слабо контрастирующие друг с другом по цвету зоны экспозиции). Данной цели служит и цветовой ритм — повторение одной и той же цветовой гаммы через определенные интервалы. Кроме этого, используются «выступающие» и «отступающие» свойства цвета. Холодные цвета (синие, голубые, фиолетовые) по ассоциации с «холодными» дальними планами в природе являются отступающими. Теплые цвета (красный, оранжевый, коричневый и т. д.) по той же причине являются выступающими. Предметы, окрашенные в яркий теплый цвет, становятся как бы ближе к зрителю. Предметы холодной, приглушенной окраски зрительно удаляются от него.

Цвет, наконец, используется в качестве универсального средства создания цельной, художественно-сгармонированной среды, включающей все компоненты экспозиции. Колористическое объединение экспозиции осуществляется за счет введения одного активного цветового фона. Гармонизации среды служит балансировка цвета: яркие цвета уравновешиваются приглушенными, холодные — теплыми, темные — светлыми.

Тектонические свойства цвета
Тектонические свойства цвета: темные цвета уменьшают, утяжеляют предмет, светлые — увеличивают, облегчают
Насыщенный цвет
Насыщенный цвет на любом фоне выходит на передний план, ненасыщенный — отступает
Эмоциональность различных шрифтов
Эмоциональность различных шрифтов

Колористическому объединению экспозиции способствует, наконец, использование так называемых «нарастающих» гамм: от белого — к черному, от желтого — к красному, от белого — к красному или наоборот и т. д. Это постепенное усиление общего цветового тона экспозиции позволяет последовательно провести зрителя от начала до самого напряженного, основного момента выставки. Как правило, используется одновременно несколько все более сильно звучащих цветов в соответствии с теми или иными разделами экспозиции. Цвет, таким образом, по праву считается одним из активнейших универсальных изобразительных средств, структурных элементов художественного оформления.

Перед нами фрагмент выставки, посвященной искусству Молдавии. Цвет использован художником в качестве средства выделения главного в экспозиции. Фон и арфа из красной майолики, композиционно единый с ними текст мгновенно «находят» зрителя.

В оформлении выставочного зала художник удачно применил цвет в качестве зоноразграничительного средства. Первый и второй планы здесь четко разделены не только благодаря перспективным сокращениям. Холодный («отступающий») цвет второго плана подчеркивает его глубину.

А вот вводный зал юбилейной выставки «Москва за 60 лет Советской власти». Мощное звучание красного цвета при спокойном нейтральном фоне создает приподнятую, торжественную обстановку праздника.

Важнейшим выразительным средством формирования образного строя экспозиции является свет. Свет не как рабочее освещение, а как продуманная, организованная система воздействия на психологию и эмоции зрителя. Свет мягкий и спокойный, резкий и порывистый, сильный и приглушенный, свет белый, цветной — сами эти определения говорят о необычайно широких изобразительных возможностях света.

Шрифт. В ряду образных структурных элементов композиции одно из важных мест по праву занимает шрифт. Графическое изображение звука — буква — само по себе не несет какого-либо смысла. Однако и буква в силу ассоциативных закономерностей нашего восприятия обладает эмоциональным, образным строем. Спаянный воедино с содержанием текста, шрифт активно выступает как художественно-образное средство. Спокойствие и напряженность, динамика и статика, суровая строгость и легкая, «фамильярная» декоративность — далеко не полный перечень чувств и ощущений, передаваемых различным написанием шрифта. Диапазон его можно назвать безграничным. Поэтому проблемы шрифтовой композиции в наглядной агитации требуют тщательного изучения2.

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

Эмоциональный строй композиции определяется не только ассоциативным характером восприятия ее структурных предельных элементов — линии, формы, цвета, тона и т. д. Главным в том или ином образном строе композиции является характер отношений между этими предельными элементами, определяемый средствами композиции: пропорциональностью, масштабностью, ритмом, контрастом и нюансом.

Пропорциональность есть количественная взаимосвязь частей и целого. При определенных отношениях эта связь может проявляться в спокойном, гармоничном впечатлении от формы. Варьируя пропорциональные соотношения частей, форме можно придать динамику, статичность, напряжение, т. е. явно выраженную эмоциональную окраску.

Среди различных пропорциональных отношений особо выделяется так называемое золотое сечение, которое производит наиболее желательное в эстетическом плане впечатление. Золотое сечение получается в случае деления целого на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей. Приближенно золотое сечение выражается следующими соотношениями: 3:5; 5:8; 8:13; 13:21 и т. д. В этом ряду каждый последующий член равен сумме двух предыдущих.

Масштабность характеризует соразмерность формы, отдельных ее элементов по отношению к другим формам, пространству, человеку. Масштабность различных форм — понятие относительное. Оно зависит от многих факторов — социального (стиль, мода и т. п.), функционального, технологического и т. д.

Масштабность предметной среды, с которой человек находится в непосредственном контакте, — понятие более конкретное, определенное. Особенно это относится к некоторым видам искусства — декоративно-прикладного, монументального, оформительского. Например, масштабность изображений в художественных панно и произведениях миниатюрного жанра во многом определена условиями восприятия нами этих произведений.

Контраст и нюанс — одно из наиболее выразительных средств в палитре художника-оформителя. Контраст и нюанс — это соответственно различие или сходство однородных качеств, составляющих композицию элементов. Контраст — резко выраженное различие качеств, нюанс — их незначительное отличие. Контраст значительно усиливает образный строй композиции. Нюанс обогащает ее множеством эмоциональных оттенков. Контраст проявляется в соотношении объемов, пропорций, фактур, направлении развития формы, цвета и т. д.

Важнейшим средством упорядочения элементов композиции в единую систему является ритм, который выражается в закономерном, обусловленном повторе этих элементов.

Метр или метрический порядок — простейшее проявление ритма в повторе одинаковых элементов при равных промежутках между ними. Типичный пример метра — расположение окон в жилом доме, клавиш на клавиатуре пишущей машинки и т. д.

Метрические повторы разделяют на равномерные, убывающие, нарастающие. Убывающие и нарастающие повторы динамичны. Равномерный повтор (метрический) статичен.

Метрические ряды разнообразны. Простейший ряд, как уже отмечалось, основан на повторе одного и того же элемента с одинаковым интервалом. Усложненным рядом является сочетание нескольких метрических рядов. Наиболее сложные ряды — ряды, содержащие в себе повторы различных элементов в сочетании с повторами различных интервалов.

Наиболее интересной является композиция на усложненных метрических рядах. Очень важно, чтобы в чередовании как элементов, так и интервалов прослеживалась закономерность. В противном случае неизбежно появляется ощущение случайного, хаотичного.
Различные масштабы в избражении
Плакат художника Б. Березовского
Различные масштабы в избражении применены, чтобы подчеркнуть силу и значимость идей марксизма-ленинизма

Метрические ряды имеют закономерные отклонения в своем последнем звене. Это — увеличение или уменьшение элементов ряда. Они необходимы как своеобразный финал, логическое и эмоциональное завершение композиции.

Ритмические закономерности позволяют художнику создавать интересные, образные произведения. Логично найденная масштабность и пропорциональность, обусловленный содержанием ритм — эти композиционные средства органически вплетены в произведения агитационного искусства, формируют их образно-эмоциональный строй.
Агитационная установка
Агитационная установка «Слава народу-герою!»

Четкий ритм орденский лент
 Плакат художника Л. Непомнящего
Четкий ритм орденский лент
зримо выражает героическую поступь Ленинского комсомола

Рассмотрим несколько примеров. Перед нами — оформление Пролетарской площади Москвы. Окаймленная широкими магистралями площадь увенчивается монументальной агитационной установкой. Ее экспозиция посвящена советскому народу, спасшему мир от фашизма. Установка состоит из Двух частей — высоко взметнувшейся стелы с известным всему миру изображением советского солдата, держащего на руках спасенную девочку (скульптура Б. Вучетича). Рядом громадная пятиконечная звезда. Идея борьбы ради мира на земле, непобедимости сил мира и прогресса ярко выражена как содержанием изобразительной части, так и всей композиционной структурой, художественным строем произведения, его монументальностью, удачно найденной масштабностью. Подобное решение темы можно проследить на примере установки «Слава народу-герою!» на Пролетарском проспекте столицы. Значительные по размерам буквы и пятиконечная звезда зримо выражают величие и значимость подвига советского народа.

Ритм — одно из главных композиционных средств, используемых художниками-оформителями наглядной агитации при создании цельности композиции, логическом упорядочении ее элементов, смысловом решении. Это хорошо видно в вводном зале экспозиции, посвященной Белорусской ССР. Зал увенчивается декоративными знаменами СССР и республики. Знамена как бы слиты воедино не только благодаря общему красному цвету, но и за счет ритмического пространственного повтора в движении знамен. Прием символизирует торжество, единую поступь спаянных неразрывной дружбой советских республик.
Фрагмент вводного зала выставки "Белорусская ССР"
Фрагмент вводного зала выставки «Белорусская ССР»

Другой пример: тематическая выставка «Этапы большого пути», установленная в Москве. Здесь явно выражен прием сочетания различных метрических повторов: ритмика агитационных панно, образно раскрывающих историю нашей страны, связана с ритмикой выступающих над изобразительной плоскостью всей выставки элементов, которые акцентируют внимание на главных разделах. Всем этим достигнута логическая последовательность в изложении темы.
Тематическая выставка "Этапы большого пути"
Тематическая выставка «Этапы большого пути»

Прием ритмического отклонения в последнем звене зрительного ряда — один из необходимых и широко используемых в композиции. Так, в агитационной установке, посвященной Ленинскому комсомолу, взметнувшиеся вверх стелы с плакатами следуют друг за другом, ведя зримый рассказ о главных событиях в жизни комсомола. Громадное панно как бы завершает четкий ритм стел, останавливает его, принимая на себя основную смысловую нагрузку выставки, выражая главную ее идею: всегда и всюду комсомол — верный помощник и резерв Коммунистической партии.
Выставка Вооруженные Силы ССР
Выставка «Вооруженные Силы ССР».
Повтор вертикальных плоскостей, их масштабность создают ощущение силы, значимости, торжества

Своеобразным проявлением и выражением ритмики и пропорциональных закономерностей является модуль — величина, на основе которой рассчитываются размеры различных форм, сооружений, предметов искусственной среды. Величина произведения или отдельных его частей всегда кратна величине модуля.

Модуль в настоящее время активно внедряется в сферу предметной деятельности человека. Модульные размеры деталей различных конструкций обеспечивают унификацию и массовость их производства. Модуль тем самым отвечает потребностям дня. Модульные системы в настоящее время широко внедрились в промышленное производство экспозиционного выставочного оборудования.
Агитационные комплекс "Героический комсомол Страны Советов"
Агитационные комплекс «Героический комсомол Страны Советов»

В.В. Быков
Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве
М.: Плакат, 1983


1 Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство. М.: Стройиздат, 1973.

2 См. об этом более подробно: Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. М.: Плакат, 1981; Тоотс В.К. Современный шрифт. М.: Книга, 1966.

 
<< другие пособия по истории агитации


   Яндекс цитирования       Rambler's Top100