Дом политического просвещения МК и МГК КПСС
Московская городская организация общества
«Знание» РСФСР
О.С. Чемоданова
НАГЛЯДНОСТЬ В ПАРТИЙНОЙ
ПРОПАГАНДЕ
Москва, 1972
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Значение наглядности в партийной пропаганде.
2. Использование наглядных пособий.
3. Технические средства пропаганды и методы их применения:
а) методика использования диафильмов;
б) кино в пропаганде.
4. Художественная литература на вооружении пропаганды.
Наглядность занимает важное место в пропагандистской работе. Умело подобранные диаграммы, схемы, фотографии, фрагменты из кино и диафильмов способствуют не только оживлению занятий, но и лучшему пониманию, более прочному закреплению в памяти слушателей изучаемого материала.
Средства наглядности повышают действенность политической учебы, приближают изучение теории к действительности, делают пропаганду более доходчивой, убедительной, а выступление пропагандиста более конкретным и эмоциальным. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — так коротко и точно оценивает народная мудрость роль наглядности в процессе познания. Идея наглядности научно была обоснована давно.
Особое значение придавал наглядности русский педагог К. Д. Ушинский: «Кто не замечал над собой, — писал он, — что в памяти нашей сохраняются с особой прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания и что к такой врезавшейся в нас картине мы легко и прочно привязывали даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро». (К. Д. Ушинский. Соч., т. 6, стр. 267).
К. Д. Ушинский рассматривал наглядность как дидактический принцип, который должен пронизывать все обучение.
Принципиально новое развитие принцип наглядности получил в советской педагогике. В советской педагогике методологическую основу принципа наглядности составляет марксистско-ленинская теория познания.
Познание, говорил В. И. Ленин, начинается с живого созерцания, то есть непосредственного ощущения и восприятия внешнего мира нашими органами чувств. Поэтому важную роль в процессе познания наряду с так называемой внутренней наглядностью имеет внешняя наглядность, то есть непосредственное созерцание и наблюдение за предметами, явлениями, фактами или за их изображениями на специально изготовленных пособиях.
Наглядные пособия дают возможность воспроизвести более полную и точную картину события, явления, процесса.
На это важное значение средств наглядности указал В. И. Ленин.
В известной работе «Шаг вперед, два шага назад», показывая размежевание делегатов II съезда РСДРП на революционное и оппортунистическое крыло, Ленин писал:
«Чтобы сделать эту картину наглядной, чтобы получить настоящую картину, а не груду бессвязных, дробных, изолированных фактов и фактиков, чтобы положить конец бесконечным и бестолковым спорам об отдельных голосованиях, я решил попытаться изобразить все основные типы «разделений» нашего съезда в виде диаграмм». (Полн. собр. соч., т. 8, стр. 321—322).
При этом В. И. Ленин приводит составленную им диаграмму, показывающую число голосов, поданных «за» или «против» по различным вопросам, обсуждавшимся на съезде. Использование графической иллюстрации позволило Ленину убедительно и доходчиво показать борьбу твердых искровцев против оппортунистов.
Принцип наглядности В. И. Ленин использовал и в других произведениях для анализа положения трудящихся, роста революционного движения, развития капитализма.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин неоднократно обращал внимание на необходимость широкого использования в пропагандистской работе различных средств наглядности.
* * *
Переходим к рассмотрению видов наглядных пособий и их применению.
Центральными и местными издательствами, особенно Издательством политической литературы, выпускаются наглядные пособия для различных звеньев системы политической учебы: альбомы, сборники, плакаты, карты.
Так по истории КПСС имеются наглядные пособия книжного формата, альбомы и лекционные плакаты. Есть альбомы наглядных пособий по политической экономии, философии, научному коммунизму.
1971/72 учебный год в системе партийного образования является годом углубленного изучения решений и материалов XXIV съезда КПСС. При проведении занятий пропагандисты могут широко использовать наглядные пособия: «Ленинским курсом» по Директивам XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 — 1975 гг.. «Поступь социализма», «Девятую пятилетку выполним».
Большую помощь оказывает пропагандистам и слушателям, изучающим вопросы экономики, наглядное пособие «Основы экономических знаний».
Кроме плакатов, выпущенных центральными издательствами, на занятиях школ, кружков используются различные пособия, изготовленные самими пропагандистами или слушателями. Для этой цели они привлекают газетный и журнальный материал.
Особенно активно используют этот метод пропагандисты, ведущие занятия по международным вопросам. Так пропагандист Смирнов (Киевский район) при проведении информации по текущим событиям постоянно демонстрирует слушателям карты, вырезанные из газет или журналов, при этом он дает подробную характеристику географического и экономического положения страны.
Пропагандист Терещенко (Калининградский район), кроме наглядных пособий по политэкономии, изготавливает схемы и диаграммы своими силами. Часто это он делает, если ему надо проиллюстрировать тему, а наглядных пособий по ней нет.
Пропагандист Люблинского района Котухова Н. И. поручает изготовление наглядных пособий своим слушателям. Это заставляет их глубже вникать в содержание изучаемых вопросов.
Некоторые пропагандисты выполняют схемы, диаграммы, графики непосредственно по ходу выступления мелом на доске.
Так руководитель пропагандистского семинара Калининского района Костромина А. Я., говоря о расстановке классовых сил в период революции 1917 года, наглядно, графически изобразила его на классной доске.
К сожалению, этот прием можно встретить на занятиях редко. Вместе с тем схемы, даты, записанные на доске в ходе рассказа, повышают активность участников занятия, облегчают усвоение учебного материала.
Большое эмоциональное воздействие оказывает использование на занятиях фотографий, репродукций, произведений изобразительного искусства.
Так, например, для характеристики положения крестьян в пореформенный период целесообразно показать слушателям ряд репродукций, иллюстрирующих быт и нравы деревни. Интересны в этом плане репродукции картин: Коровина «На миру», Неврова «Торг», Мясоедов а «Земство обедает» и др.
Важнейшие события из истории Коммунистической партии нашли яркое выражение в произведениях советских художников Андреева, Бродского, Серова, Герасимова. Использование репродукций картин этих художников также помогут пропагандисту в раскрытии отдельных тем.
Особенно много вдохновенных произведений искусства посвящено В. И. Ленину.
Обобщенный образ Ленина — пламенного трибуна революции — создал А. Герасимов в картине «В. И. Ленин на трибуне». На фоне неспокойного облачного неба, рядом с алым стягом четко возвышается над простой деревянной трибуной фигура вождя. Внизу видны необозримые толпы народа Ленин обращается к миллионам. Это подлинно народный трибун!
В качестве иллюстрации пропагандисты могут использовать фотографии. На них запечатлены выдающиеся деятели нашей партии и государства, мирового коммунистического и освободительного движения, важнейшие исторические события.
Значительное преимущество фотографий — в их оперативности. Пропагандисты могут использовать фотографии, напечатанные в газетах и журналах, отражающие новостройки пятилетки, жизнь за рубежом, борьбу народов капиталистических и колониальных стран за свое освобождение.
Фотографии, репродукции можно успешно использовать не только при изучении исторических событий. Многие фотографии разоблачают лицо империализма, зовут на борьбу за мир и могут быть широко использованы в пропаганде вопросов международного положения и внешней политики СССР.
Приемы и методы применения наглядных пособий различны. Плакаты лучше демонстрировать по мере необходимости, в ходе лекции, рассказа для подтверждения того или иного положения, а не вывешивать их .все сразу, так как в этом случае внимание слушателей не приковывается к основному вопросу обсуждаемой темы.
Наглядные пособия можно привлекать в ходе собеседования, поручая их демонстрацию самим слушателям. Их можно продемонстрировать и в конце занятия в качестве закрепления материала.
Нет необходимости перегружать занятия наглядными подобиями. Следует отбирать главное, относящееся к теме. Отобрав нужные для занятия пособия, надо определить в какой момент их продемонстрировать, а для этого лучше всего пропагандисту сделать соответствующую пометку в конспекте.
Часто пропагандисты жалуются на отсутствие наглядных пособий. Но бывают и такие случаи, когда наглядные пособия есть, а пропагандист не умеет ими пользоваться. Так у пропагандиста П. (литейно-механический завод) в течение всего занятия наглядные пособия пролежали на столе, и он ни разу о них не вспомнил, а пропагандист М. (шинный завод) вывесил наглядные пособия на стену, слушатели с интересом поглядывали на них, а пропагандист не обращал на плакаты никакого внимания.
Эти примеры свидетельствуют о том, что только умелое использование наглядных пособий приносит определенную пользу при проведении занятий.
Пропагандист должен с особой ответственностью относиться к подбору необходимого иллюстративного материала, тщательно обдумывая, чтобы этот материал был не просто «разрядкой», а был бы органически включен в содержание лекции, беседы, помогал усвоению изучаемой темы.
* * *
Значительную роль в пропагандистской работе играют технические средства пропаганды.
Умело подобранные кадры из диафильмов, диапозитивы, грамзаписи способствуют оживлению занятий, более прочному закреплению в памяти изучаемого материала.
Однако сразу же следует оговориться, что какими бы совершенными не были технические средства, они не могут самостоятельно раскрыть содержание темы, а лишь являются помощниками пропагандиста в повышении уровня занятий. Эффективность применения этих средств зависит от методически правильного и умелого их использования.
Применение технических средств требует более тщательной подготовки пропагандиста к занятиям и умения пользоваться этими средствами.
3а последнее время многие пропагандисты стали все чаще использовать в качестве средств наглядности диафильмы.
Диафильм — это логически связанное последовательное расположение иллюстративного материала и текста на кинопленке. В диафильмах широко используются документальный, фотографический материал, репродукции с картин, рисунки художников. Диафильмы можно с помощью несложного прибора проекцировать на экран и получать изображение.
Тематика диафильмов широка и разнообразна. Имеются диафильмы по основам политических знаний, истории КПСС, по политэкономии.
Большое количество диафильмов посвящено жизни и деятельности В. И. Ленина.
Для того чтобы отобрать нужный диафильм по теме, пропагандист может использовать тематический каталог, издаваемый студией «Диафильм». Во многих кабинетах политпросвещения имеются картотеки диафильмов. Диафильмы продаются в магазинах «Книготорга» и специализированном магазине «Диафильм».
Различны методические приемы использования диафильмов на занятиях.
С показа диафильма можно начать занятие. Это особенно полезно, если диафильм полностью соответствует теме занятий, тогда он будет как бы введением и дополнением к рассказу.
Например, так можно поступить с диафильмом «Советское социалистическое общество», где дается иллюстрация изучаемого материала по аналогичной теме по курсу «Основы политических знаний». После демонстрации диафильма пропагандисту в своем рассказе не следует подробно раскрывать содержание темы, а лишь обратить внимание на главное.
Кадры диафильма можно демонстрировать и во время рассказа. В таком случае необходимо при предварительном просмотре диафильма отметить в конспекте номера кадров, которые иллюстрируют то или иное положение, или, иными словами, сделать так называемую «раскадровку» диафильма.
Методическое мастерство пропагандиста состоит в том, чтобы из общего содержания диафильма отобрать наиболее необходимые кадры, включить тексты под кадрами как органическую часть своего рассказа. Кадры диафильма усилят восприятие материала, расширят знания слушателей.
Демонстрация диафильма позволяет пропагандисту в ходе своего рассказа переключить внимание слушателей со слухового восприятия на зрительное. Это вносит разнообразие в проведение занятий, ибо, как известно, если идет только рассказ из занятия в занятие, то он несколько утомляет слушателей.
Опыт показывает, что лучше, если пропагандист, демонстрируя кадры, комментирует их своими словами, так как при этом внимание слушателей направляется на иллюстративный материал, а не на чтение текстов под кадрами.
Диафильм используется и в беседе со слушателями. Для этого его демонстрируют или перед началом беседы, при этом он служит как бы напоминанием пройденного материала, или в ходе беседы, тогда он иллюстрирует ответы слушателей на поставленные перед ними вопросы.
Так поступают пропагандисты начальных политшкол заводов «Фрезер», им. Войтовича. Они в ходе беседы показывают те или иные кадры и просят слушателей прокомментировать их, вспомнить в связи с этим события, историческую обстановку.
Часто диафильм показывается в качестве закрепления изученного материала, особенно это полезно, если его содержание совпадает с темой. В таком случае диафильм демонстрируется в конце занятия полностью.
Такой методический прием часто используют пропагандисты завода им. Лихачева.
Как мы уже говорили вначале, диафильм только помогает пропагандисту на занятии, но не играет ведущую роль. Однако неумелое использование диафильма как раз приводит к этому недостатку. Так на семинаре пропагандистов в Жуковском районе руководитель решил вместо лекции по теме показать диафильм, который, безусловно, не раскрыл все вопросы темы, и пропагандисты не получили необходимой помощи от семинара.
* * *
Известно, что по силе воздействия не только на умы, но и на чувства людей, по охвату широчайших масс никакое искусство не может сравниться с кино.
Еще на заре советской кинематографии В. И. Ленин говорил о необходимости придать кино характер образных публичных лекций по разным вопросам.
Кинематографисты создали художественные и документальные историко-революционные фильмы, которые можно широко использовать в пропагандистской работе.
Особенно большую ценность представляет лениниана — фильмы, посвященные В. И. Ленину. И здесь прежде всего надо назвать несколько лент, созданных на основе прижизненных киносъемок вождя партии и революции, — «Кинодокументы о В. И. Ленине», «Владимир Ильич Ленин», «Живой Ленин».
Характерные черты Ленина — мыслителя, революционера и государственного деятеля раскрывают хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, такие, как «Знамя партии», «Рукописи Ленина», «Ленин Последние страницы».
Героический путь нашей партии, народа раскрывается во многих произведениях кинематографии.
Хроникальные ленты позволяют нам побывать на полях сражений гражданской и Отечественной войн, подняться на леса новостроек первых пятилеток, увидеть созидательный труд по строительству коммунизма, выполнению решений XXIV съезда КПСС. Однако и здесь надо помнить, что как бы широко мы не использовали кино, оно играет лишь вспомогательную роль.
Документальные фильмы, как правило, имеются и на узкой и на обычной пленках.
Портативность и сравнительная простота аппаратуры, при помощи которой демонстрируются картины на узкой пленке, позволяют показывать эти ленты в небольших аудиториях, непосредственно на занятиях, семинарах.
Для того чтобы отобрать нужный кинофильм, необходимо пользоваться тематическим каталогом, издаваемым информационным рекламным бюро кинофикации. Он также включает список кинофильмов, разрешенных для бесплатного показа.
Кроме того при выборе необходимого кинофильма целесообразно использовать монтажные листы, информирующие о содержании фильма. Кинофильмы заказываются в местных организациях кинопроката.
Различны методические приемы использования кинофильмов. При этом прежде всего необходимо иметь в виду, что в использовании кинофильмов имеется своя специфика.
Пропагандист не может остановить демонстрацию фильма, чтобы задержаться на том или ином кадре, пояснить его. Звуковое кино, кроме того, лишает пропагандиста возможности комментировать изображение на экране.
В связи с этим просмотр кинокартин обычно организуется либо перед изучением соответствующей темы, либо в заключении.
Кинофильмы могут служить:
1) введением к новой теме. Такой фильм заинтересовывает слушателей, вводит их в атмосферу эпохи или событий, способствует успешному, усвоению материала;
2) обобщению, систематизации, закреплению материала, изучаемого в школе, кружке.
Если кинофильм демонстрируется перед изучением соответствующей темы, то тогда фильм является своеобразным вводным словом, знакомит слушателей с исторической обстановкой, дает фактический материал для последующего углубленного изучения. Лучше, если перед кинопоказом пропагандист сделает небольшое вступление. Такой просмотр фильма создает у слушателей определенный настрои и поможет пропагандисту вести рассказ по теме.
Рассмотрим этот методический прием на примере использования фильма «Семья Ульяновых». Просмотр этой картины может быть хорошим вступлением к изучению такой темы биографии В. II. Ленина, как «Детство и юность. Начало революционной деятельности». Кинофильм введет слушателей в атмосферу воспитания в семье Ульяновых, покажет ранний период формирования взглядов Владимира Ильича.
После просмотра фильма пропагандисту будет легко перейти к рассказу по теме.
Другим методическим приемом является ссылка в лекции, рассказе на отдельные эпизоды или художественные образы из фильмов.
Так при изучении темы «Партия в борьбе за коллективизацию сельского хозяйства» уместно, например, использовать содержание фильма «Поднятая целина». При этом целесообразно напомнить слушателям историческую обстановку, расстановку классовых сил в деревне. А при изучении темы «Партия в период интервенции и гражданской войны» можно напомнить слушателям об эпизодах из фильмов «Чапаев», «Железный поток», «Котовский» и др.
Как уже говорилось раньше, фильм также может служить средством обобщения, закрепления материала. Фильм в таком случае расширяет, концентрирует знания слушателей, дает фактический материал.
Так, например, фильм «В начале века» можно показать слушателям школ основ марксизма-ленинизма после изучения темы «Создание марксистско-ленинской партии в России». Действие фильма «В начале века» охватывает период с 1898 по 1900 год. В нем воспроизведены эпизоды жизни Владимира Ильича в Петербурге, его пребывания в ссылке в селе Шушенском, в эмиграции. В фильме показана борьба Ленина за создание газеты «Искра». Таким образом сюжет картины отвечает содержанию изученной темы, а просмотр его поможет слушателям закрепить полученные знания.
Возможность иллюстрирования учебного материала существенно расширяет телевидение. Каждый вторник и четверг телезрители становятся слушателями «Ленинского университета миллионов».
Программа передач публикуется на неделю вперед и поэтому пропагандист может предупредить о передаче слушателей, а ее материал использовать при собеседовании.
В арсенале технических средств пропаганды важное место занимают грампластинки, магнитофонные записи.
Исключительную ценность для партийной учебы представляют грампластинки с записями речей В. И. Ленина: «Что такое Советская власть?», «Обращение к Красной Армии», «О крестьянах-середняках» и др.
Что может быть лучше, убедительнее и доходчивее, чем прослушивание голоса великого вождя!
В распоряжении пропагандистов имеются альбомы пластинок «Страницы жизни В. И. Ленина», «По ленинским местам». Интересные записи есть в журнале «Кругозор».
Многие партийные организации устраивают прослушивание лекций, докладов, записанных на магнитофонную ленту.
* * *
Большим достоинством речи пропагандиста является образность. Опытные пропагандисты используют художественную литературу для того, чтобы материал стал интереснее и доходчивее.
Художественная литература повышает эмоциональное воздействие на слушателей, обогащает политические занятия.
Как известно, к художественной литературе постоянно обращался в своих устных и печатных выступлениях В. И. Ленин. Достаточно сказать, что в его работах насчитывается около тысячи цитат из различных произведений русских и зарубежных писателей. По словам И. К. Крупской, В. И. Ленин «особенно любил те книги, в которых ярко отражались те или иные общественные идеи».
Так, например, разоблачая беспринципность, В. И. Ленин обращался к рассказу А. П. Чехова «Душечка». Беспринципность «душечки» Ленин отметил, как главную черту ее характера, и воспользовался этим образом, критикуя политического двурушника.
Владимир Ильич, как правило, не приводил длинных отрывков из художественных произведений, а лишь ссылался на наиболее яркий образ и подводил своих читателей к серьезным социальным выводам.
В статье «Перед бурей», написанной в 1906 году, Владимир Ильич, пользуясь образами «Песня о Буревестнике» Горького, призывал: «Пусть сильнее грянет буря!»
В своей борьбе с идейными врагами Ленин неоднократно обращался к образу Иудушки Головлева (Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»). В трудный период реакции, последовавшей за поражением революции 1905-1907 годов, партия боролась против ликвидаторства и отзовизма. Троцкий называл себя партийцем, а на деле был ярым ликвидатором, подло нарушал решения партии, и Ленин называл его иудушкой Троцким.
Эти приемы использования художественной литературы мы должны всемерно использовать в пропагандистской работе.
В художественной литературе нашли отражение все основные этапы истории нашей Родины. По лучшим произведениям писателей можно познать быт и нравы народов, экономику и историю общества.
Так в драматургии Погодина ярко написан образ Ленина в различные периоды его деятельности. Велика художественная сила изображения образа В. И. Ленина Владимиром Маяковским:
«Ленин с нами,
бессмертен и величав.
По всей вселенной
ширится шествие —
мыслей,
слов
и дел Ильича».
Одним из ярких художественных произведений о В. И. Ленине является также очерк М. Горького «В. И. Ленин». Писатель близко знал Ленина. В своем очерке показал Владимира Ильича в различные периоды его деятельности.
Как мы уже говорили, художественную литературу можно использовать в качестве иллюстрации при проведении занятий. При этом следует оговориться, что умелое использование художественной литературы в партийной учебе прежде всего зависит от знания этой литературы самим пропагандистом.
У каждого пропагандиста, безусловно, есть на своем счету сумма прочитанных книг, но необходимо также систематически читать и накапливать багаж в этой области.
Используя художественную литературу, пропагандист своим выступлением создает у слушателей эмоциональное напряжение, заставляет аудиторию думать в определенном направлении.
Формы и методы использования художественной литера туры могут быть самыми разнообразными.
В одном случае пропагандист может начать изложение материала с отрывка из художественного произведения, тогда это будет как бы завязкой рассказа, или, как говорил М. И. Калинин, это возможность «зацепить» внимание слушателей.
Такой методический прием использовала руководитель пропсеминара Люблинского райкома тов. Рубанова М. Я., которая начала рассказ по теме «Партия в период первой мировой войны. Вторая революция в России» с отрывка из беседы М. Горького с В. И. Лениным весной 1911 года в Париже. Горький был поражен силой ленинского научного предвидения. Ленин закончил разговор тем, что сказал: «Нет, вы подумайте: чего ради сытые гонят голодных на бойню друг против друга?.. Страшно дорого заплатят за это рабочие, но в конце концов выиграют они. Это — воля истории». («Воспоминания о В. И. Ленине», т. I. М., 1956 стр. 374).
Отрывок, приведенный тов. Рубановой, заинтересовал пропагандистов, они прочитали воспоминания Горького полно сгью, а затем в свою очередь использовали этот метод у себя на занятии.
В другом случае пропагандист может прочитать отрывок, чтобы оживить свой рассказ, сделать его более ярким и запоминающимся.
Раскрывая, например, тему по политэкономии «Империализм — монополистический капитализм», пропагандист может использовать отрывок из романа Д. Лондона «Железная пята», где писатель образно показывает засилие трестов и методы их господства, борьбу между мелкими и средними предпринимателями и трестами. Процесс размывания средних классов капиталистического общества.
Можно использовать и такой прием: когда пропагандист не читает отрывка, а пересказывает содержание отрывка или главы уже известной слушателям книги, чтобы проиллюстрировать тему занятий.
Так, говоря об известном ленинском положении о том, что перевод миллионов мелких крестьянских хозяйств на путь коллективного хозяйства является труднейшей задачей нашей партии после установления Советской власти, уместно обратиться к роману М. Шолохова «Поднятая целина», где описывается общехуторское собрание казаков, на котором герой романа Давыдов выступал с докладом об организации колхоза. Перед слушателями предстает яркая жизненная картина, раскрывающая социальные противоречия не только в одном хуторе, но и во всей тогдашней деревне. Ссылка на художественное произведение оживит рассказ пропагандиста, создаст определенное эмоциональное настроение.
Готовясь к занятиям по тому или иному предмету, пропагандист может обратиться к методическому пособию, где по многим темам даются советы об использовании художественной литературы.
* * *
Таким образом мы дали лишь некоторые советы по использованию средств наглядности в партийной пропаганде.
Каждый пропагандист сможет их творчески использовать применительно к своим условиям и задачам для того, чтобы повысить эффективность проводимых занятий.
Литература
Методика партийного образования. М., Политиздат, 1970, стр. 168—202.
Панчайкин А. Д. Наглядность в пропагандистской работе. В кн.: «Вопросы методики партийной пропаганды». Лениздат, 1967, стр. 118—148.
Свешников П., Фишевский Ю. Технические средства — в практику партийной пропаганды. М., Политиздат, 1968.
Чемоданова О., Буташин В. Наглядные и технические средства пропаганды. В кн.: «Методика на вооружении пропагандиста». М., Политиздат, 1970, стр. 292—312.
Лебедев М. Наглядные и технические средства при изучении курса «Основы экономических знаний». — «Политическое самообразование», 1970, № ц, стр. 83—89.
Уханов И. П. Образы художественной литературы в трудах В. И. Ленина. М., Политиздат, 1965.
Л12816. Подп. в печ. 16/III-72 г. |
|
Зак. 316. Тир. 800. |
Типография изд-ва «Московская правда»
<< другие пособия по истории агитации
|